Дело №
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
федерального судьи Щербаковой О.Б.,
при секретаре Васильевой М.С.,
с участием заявителя Мозжериной Г.И., ее представителя Полькина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мозжериной Г.И. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми в изменении разрешённого использования земельного участка, внесении изменений в договор и постановление, разрешении возведения хозяйственного строения (бани) на огородном земельном участке, предоставленном по договору аренды,
У С Т А Н О В И Л:
Мозжерина Г.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми в изменении разрешённого использования земельного участка, внесении изменений в договор и постановление, разрешении возведения хозяйственного строения (бани) на огородном земельном участке, предоставленном по договору аренды. В обоснование своих требований указала, что на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ об изменении разрешённого использования земельного участка, предоставленного ей в аренду и расположенного в территориальной зоне № в <адрес> с разрешением строительства хозяйственного строения на земельном участке, предоставленном ей под огород в ДД.ММ.ГГГГ, администрация (в лице ДЗО) ответила отказом, со следующей мотивировкой:
«в соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройка города Перми утвержденных решением Пермской городской думы от 26.06.2007 года № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» вспомогательные виды разрешенного использования (к которым относится возведение хозяйственно-бытовых построек) осуществляется только совместно с основными»;
- «следовательно, возведение бани с помещением для хранения инвентаря на земельном участке возможно при установлении разрешённого использования согласно перечню основных видов разрешенного использования для территориальной зоны №».
«Учитывая изложенное, основания для изменения вида разрешённого использования (под баню с помещением для хранения инвентаря) и внесения изменений в договор аренды земельного участка отсутствуют».
Вместе с тем, в заявлении содержались следующие просьбы к администрации:
«изменить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным при зонировании территории <адрес>» (а не под баню с помещением для хранения инвентаря, как пишет администрация);
«разрешить возведение хозяйственно-бытового строения (бани с помещением для хранения инвентаря), на земельном участке, предоставленном мне в аренду»;
«внести соответствующие изменения в договор аренды и постановление о предоставлении земельного участка».
Учитывая, что в соответствии с абзацем 3 пункта 5.1 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия продлен в ДД.ММ.ГГГГ) арендатор (Мозжерина Г.И.) обязан запрашивать разрешение арендодателя (администрация <адрес>) на возведение на земельном участке строений (сооружений), мной было направлено в администрацию указанное выше заявление.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный участок, предоставленный мне по договору аренды, прошел государственный кадастровый учет, т.е. границы участка определены в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.1 ст. 41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков (за исключением обладателей сервитутов), осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Земельного кодекса РФ. В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: «...2) возводить жилые, производственные, хозяйственно-бытовые и иные здания, строения, сооружения...» (абз. 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ); «...4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством» (абз. 4 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Статьей 2 указанного выше закона (№ 66-ФЗ) установлено: «Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства...»
Земельный участок расположен на землях населенных пунктов (по адресу: <адрес>). По соседству расположены жилые дома. Земельный участок расположен в градостроительной зоне № Зона индивидуальной усадебной жилой застройки».
Таким образом, данный отказ не соответствует действующему законодательству и создает заявителю препятствия в осуществлении прав арендатора (законного владельца) земельного участка установленные земельным кодексом РФ.
Мозжерина Г.И. и ее представитель Полькин А.С. в судебном заседании настаивают на удовлетворении заявленного требования.
Департамент земельных отношений администрации города Перми в суд своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В ранее представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования Мозжериной Г.И. не признает.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные Мозжериной Г.И. требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что согласно постановления Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Мозжериной Г.И. предоставлен земельный участок в <адрес> в аренду на 5 лет земельный участок площадью 523,9 кв.м. под огородничество по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав зарегистрирован договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (арендатор - Мозжерина Г.И., срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно письма Департамента имущественных отношений Администрации города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ договор аренды продлен.
ДД.ММ.ГГГГ Мозжерина Г.И. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением об изменении разрешённого использования земельного участка, предоставленного ей в аренду и расположенного в территориальной зоне № в <адрес> с разрешением строительства хозяйственного строения на земельном участке, предоставленном ей под огород в ДД.ММ.ГГГГ,
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в указанных требованиях заявителю отказано в связи с отсутствием оснований для изменения вида разрешённого использования и внесения изменений в договор аренды земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п.4 ст.37 ГК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение вида разрешенного использования осуществляется в ином порядке, на основании п.З ст.37 ГК РФ, согласно которому изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ предмет договора является существенным условием договора
В силу п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающего предметом договора аренды, такое изменение договора возможно только по взаимному согласию сторон договора на основании соответствующего обращения собственника земельного участка.
Следовательно, применение положений п.4 ст.37 ГрК РФ в случае изменения вида разрешенного использования невозможно.
Изменение разрешенного использования переданного в аренду земельного участка влечет фактическое изменение цели предоставления этого земельного участка и необходимость изменения условий договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №..
В соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Учитывая то обстоятельство, что указанные нормы предусматривают самостоятельный выбор правообладателем земельного участка основного и вспомогательного вида разрешенного использования (а не изменение уже выбранного основного и вспомогательного вида разрешенного использования), таким образом, изменение вида разрешенного использования и соответственно внесение изменений в договор аренды невозможно в силу вышеуказанных доводов.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Индустриальным районным судом <адрес> вынесено решение по гражданскому делу по иску Мозжериной Г.И. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об устранении нарушений права арендатора земельного участка на возведение построек на земельном участке путем: признания недействующим с момента заключения договора аренды земельного участка абзаца 3 пункта 5.1 договора как несоответствующее закону условие; внесения изменения в постановление главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка (исключить пункт 2.4 постановления), о признании незаконным отказ в проведении государственной регистрации права собственности на баню, возведенную на земельном участке, предоставленном под огород, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на баню, возведенную на земельном участке, предоставленном под огород. В удовлетворении исковых требований Мозжериной Г.И. отказано в полном объеме.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, объектами капитального строительства являются здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с договором аренды земельного участка, предоставленного под огородничество, арендатор имеет право возводить некапитальные строения.
Кроме того, в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ установлен запрет на возведение строений.
Вступившим в законную силу решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено соответствие договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № требованиям действующего законодательства, также суд пришел к выводу, что основания для внесения изменений в постановление главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка и для признания недействующим абзаца 3 пункта 5.1. договора аренды земельного участка, отсутствуют. Данное решение имеет преюдициальное значение при рассмотрении заявленных требований.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения требований Мозжериной Г.И. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми в изменении разрешённого использования земельного участка, внесении изменений в договор и постановление, разрешении возведения хозяйственного строения (бани) на огородном земельном участке, предоставленном по договору аренды отсутствуют.
Руководствуясь изложенным, ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Мозжериной Г.И. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми в изменении разрешённого использования земельного участка, внесении изменений в договор и постановление, разрешении возведения хозяйственного строения (бани) на огородном земельном участке, предоставленном по договору аренды - отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.
Федеральный судья: О.Б. Щербакова