Решение по делу № 2-1193/2015 ~ М-606/2015 от 25.02.2015

№2-1193/2015

Решение
Именем Российской Федерации

23 апреля 2015 года     г. Оренбург

    Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе: председательствующего судьи Манушиной М.Е.

при секретаре Рябовой К.В.,

    с участием представителя истца Сатлер Е.В., представителя ответчика Зарудневой Л.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данданян М.А. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка и обязании заключить договор,

установил:

Данданян М.А. обратился в суд с названным иском, указав что является собственником торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. используется по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г.Оренбурга по вопросу заключения договора купли-продажи земельного участка как собственник расположенного на нем нежилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ было получено уведомление об отказе в заключении договора купли-продажи.

Считает отказ незаконным и нарушающим ст.ст.36, 85 Земельного кодекса РФ и его право как собственника помещения на приобретение земельного участка в собственность.

Согласно распоряжениям администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, участок выделен под строительство, с разрешенным использованием: размещение павильона с закусочной.

Данданян М.А. просит суд признать отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга в заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга заключить договор купли-продажи земельного участка.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, в письменном заявлении просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

Представитель истца Сатлер Е.В., действующая по доверенности от 06.09.2012 года, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что указание ответчика на отнесение земельного участка к землям общего пользования необосновано. Документы об отнесении спорного участка к землям общего пользования ответчиком не представлены.

Представитель ответчика Заруднева Л.А., действующая по доверенности от 22.05.2014, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив что земельный участок расположен на землях общего пользования, в связи с чем его приватизация недопустима.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося истца, надлежаще извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

На основании п.п. 1, 4 ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

    В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно пунктам 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

Из приведенной нормы права следует, что различаются красные линии, которые обозначают уже существующие границы территорий общего пользования, и красные линии, обозначающие планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Красные линии являются частью проекта планировки территории города (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ), утверждаемого представительным органом местного самоуправления городского округа (ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).

Приведенные нормы закона позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 (далее по тексту - Инструкция), данная Инструкция определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.

Пунктом 4.1 Инструкции установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункты 5.2, 5.7 Инструкции).

Действующие красные линии показываются красным цветом. Действующие линии, подлежащие отмене данным чертежом, зачеркиваются крестами черного цвета (пункт 5.3.3 Инструкции).

Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).

На необходимость соблюдения требований названной Инструкции указано и в подпункте 8 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 № 150 (зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 12.02.2003 № 4227).

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату отказа в заключении договора) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Аналогичная норма содержится в ст.3.3 названного закона в редакции от 08.03.2015.

Согласно ст.14 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 N 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области", органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

На основании Решения Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 N 229 (ред. от 10.10.2013) "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "<адрес>" до разграничения государственной собственности на землю полномочия по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "город Оренбург" от имени администрации города Оренбурга осуществляет Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Департамент).

Судом установлено, что распоряжением Главы города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора земельного участка для строительства торгового павильона. На основании распоряжения Главы города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> изъят у МУП «Управление капитального строительства» и предоставлен Я. на основании акта выбора от ДД.ММ.ГГГГ на условиях договора аренды до ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным использованием: строительство павильона с размещением в нем закусочной. На Я. возложена обязанность зарегистрировать в инспекции ГАСН проект и получить разрешение на производство строительных работ.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Департаментом градостроительства и земельных отношений заключен договор аренды земельного участка , согласно которому Данданян М.А. принял в аренду земельный участок с кадастровым номером , местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 14 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: обл.Оренбургская, <адрес>, разрешенное использование: размещение павильона с закусочной, согласно кадастровому паспорту участка. Дополнительным соглашением к договору аренды сторонами согласован срок аренды – до ДД.ММ.ГГГГ. Также дополнительным соглашением уточнено местоположение и разрешенное использование арендуемого земельного участка, а именно указано местоположение: <адрес>. На земельном участке расположен одноэтажный торговый павильон с подвалом, литер Е, 8/2. Разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением торгового павильона (группа 5 приложения № 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области).

Указанные характеристики земельного участка соответствуют сведениям Государственного кадастра недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно названному постановлению Правительства Оренбургской области № 1122-п от 24.12.2012, группа 5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания

    Торговый павильон, расположенный в границах земельного участка, является объектом недвижимого имущества и находится в собственности Данданян М.А., что подтверждается, соответственно, кадастровым паспортом здания от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ Уведомлением об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка ДГиЗО администрации г.Оренбурга сообщил Данданяну М.А. о том, что земельный участок, о выкупе которого им заявлено, согласно п.5 распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении адреса объекту недвижимости и уточнении характеристик земельного участка с кадастровым номером по <адрес>», расположен на землях общего пользования, ограничен в обороте, выкуп земельного участка невозможен.

    Из указанного следует, что ДГиЗО администрации г.Оренбурга обосновывает отнесение испрашиваемого истцом земельного участка к землям общего пользования только своим распоряжением об уточнении характеристики земельного участка.

Как следует из вышеперечисленных требований законодательства, распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений об уточнении характеристики земельного участка не является документом по планировке территории, которым могут определяться существующие либо планируемые границы территорий общего пользования. Соответственно, названное распоряжение не может являться допустимым доказательством нахождения спорного земельного участка в границах территории общего пользования. Указание в Распоряжении ДГиЗО на расположение земельного участка на землях общего пользования носит информационный характер и может иметь юридическую силу только при подтверждении соответствующей градостроительной документацией.

Вместе с тем, проект планировки территории с установленными в соответствии с требованиями изложенных норм красными линиями в материалы дела ответчиком не представлен.

Судом на ответчика возлагалась обязанность предоставить доказательства расположения спорного земельного участка на землях общего пользования, а также разъяснялись требования ст.ст.56,57 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязанности доказывания.

Таких доказательств ответчиком представлено не было, ходатайств об оказании содействия в сборе доказательств ответчиком не заявлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у Департамента отсутствовали основания для отказа истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого им земельного участка.

Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы истца, поскольку препятствует ему реализовать право на приватизацию и ограничивает его право собственности.

Поскольку нарушение прав истца состоит в невозможности реализовать исключительное право на выкуп земельного участка, предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса РФ, суд в качестве способа восстановления прав истца считает необходимым возложить на Департамент обязанность в недельный срок принять решение о продаже спорного земельного участка и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.

Согласно ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При обращении в суд с иском Данданян М.А. оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная сумма подлежит возмещению истцу ответчиком.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░, , ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 29.04.2015 ░░░░.

     ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1193/2015 ~ М-606/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Данданян Мкртич Агасимович
Ответчики
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Манушина Марина Евгеньевна
Дело на сайте суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
25.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015Передача материалов судье
27.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2015Подготовка дела (собеседование)
21.04.2015Подготовка дела (собеседование)
21.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2015Судебное заседание
29.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2015Дело оформлено
20.10.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее