Судья: Николаенко Е.С. Дело № 33-1446/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05 июня 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей: Величко М.Б., Бондаревой Н.А.,
при секретаре Степановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области», Департаменту здравоохранения Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, возложении обязанности по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение получения лицензии на осуществление медицинской деятельности,
по апелляционной жалобе представителя Департамента здравоохранения Томской области Зленко А.И. на решение Кировского районного суда г. Томска от 30 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения прокурора Федько П.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Асиновский городской прокурор Томской области обратился с суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» (далее – ОГБУЗ «БСМЭ ТО»), Департаменту здравоохранения Томской области о признании незаконным бездействия ОГБУЗ «БСМЭ ТО», выраженного в неисполнении требований законодательства Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности, осуществляемой Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО»; возложении на ОГБУЗ «БСМЭ ТО» обязанности обеспечить получение лицензии на осуществление Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО» медицинской деятельности; возложении на Департамент здравоохранения Томской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение получения лицензии на осуществление медицинской деятельности Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО».
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки состояния законности в деятельности Асиновского межрайонного отделения ОГБУЗ «БСМЭ ТО» (далее – Асиновское МРО СМЭ, отделение) выявлено осуществление Асиновским МРО СМЭ деятельности по проведению судебно-медицинских экспертиз при отсутствии лицензии, что является нарушением п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291. Кроме того, в ходе проверки обнаружено несоответствие оснащения отделения приборами и оборудованием для проведения основных видов судебно-медицинских экспертиз стандарту, утверждённому Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».
Для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, п. 1.4 Устава ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» (далее- Устав), учредителем и собственником имущества учреждения является Томская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Томской области, в ведении которого находится учреждение.
Учитывая отсутствие у ОГБУЗ «БСМЭ Томской области» средств на приведение в соответствие санитарноэпидемиологическим и техническим нормам здания, в котором расположено отделение, на приобретение медицинского оборудования, полагает необходимым возложить расходы по обеспечению получения лицензии на осуществление Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ Томской области» медицинской деятельности на собственника имущества - Департамент здравоохранения Томской области за счет средств областного бюджета.
Нарушение требований законодательства о производстве судебно-медицинских экспертиз, о лицензировании медицинской деятельности создаёт угрозу для сотрудников Асиновского МРО СМЭ, отделение, посещающих отделение граждан, населения муниципального образования «Асиновский район». Деятельность указанного учреждения при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности может повлечь последствия в виде массовых заболеваний как работников учреждения, так и лиц его посещающих, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования.
В судебном заседании представитель процессуального истца Асиновского городского прокурора Томской области старший помощник прокурора Кировского района г. Томска Игловская Е.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОГБУЗ «БСМЭ ТО» Смолонский В.И. в судебном заседании исковые требования не признал. Указал, что в соответствии с Уставом учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Бюджетного учреждения. Пояснил, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Томской области. На основании выделенных в 2014 году субсидий ОГБУЗ «БСМЭ Томской области» понес затраты на выполнение государственного заказа: зарплата, расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением и приобрел в собственность Томской области и получил в оперативное управление новые здания, построенные в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами, где будут расположены районные отделения судебно-медицинской экспертизы. В настоящее время получить лицензию на осуществлении медицинской деятельности Асиновского межрайонного отделения судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО» невозможно в силу отсутствия помещения, отвечающего требованиям пункта 3.8 Приложения №1 СанПин 2.1.3.2630-10 – минимальная площадь 198 кв.м (помещение Асиновского межрайонного отделения судебно-медицинской экспертизы составляет 73,8 кв.м.).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента здравоохранения Томской области.
Обжалуемым решением суд исковые требования Асиновского городского прокурора Томской области удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Департамента здравоохранения Томской области Зленко А.И. просит решение в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение получения лицензии на осуществление медицинской деятельности Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО», отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает следующее.
Вопрос о наличии (отсутствии) средств у ОГБУЗ «БСМЭ ТО» на исполнение установленных законодательством требований о лицензировании деятельности по осуществлению судебно-медицинских экспертиз, исследованию трупов и обследованию живых лиц Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы не должен являться предметом рассмотрения по делу, поскольку данный вопрос относится к механизму исполнения судебного решения. Отношения между получателем бюджетных средств (ОГБУЗ «БСМЭ ТО»), главным распорядителем бюджетных средств (Департаментом здравоохранения Томской области) и иными участниками бюджетного процесса являются бюджетными правоотношениями и регулируются бюджетным законодательством и не могут являться предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции в соответствии с правилами подведомственности.
Препятствием для получения ОГБУЗ «БСМЭ ТО» лицензии на осуществление медицинской деятельности Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО» является отсутствие необходимого объема занимаемых площадей указанным отделением, необходимости строительства нового здания для отделения.
Указывает, что в соответствии со ст. 11 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» главный распорядитель средств областного бюджета не обладает бюджетными полномочиями по финансированию за счет средств областного бюджета отдельных мероприятий областных учреждений, он лишь распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета и исполняет соответствующую часть областного бюджета. Государственное задание формируется исходя из нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги, оказываемой в рамках государственного задания, в очередном финансовом году и плановом периоде; нормативных затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде недвижимого и особо ценного движимого имущества областных и государственных бюджетных и областных государственных автономных учреждений. Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение получения лицензии на осуществление медицинской деятельности за счет средств, доводимых в рамках государственного задания, невозможно. Кроме того, финансовое обеспечение государственного задания не может включать затраты на капитальные вложения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы старший помощник прокурора Кировского района г. Томска Игловская Е.И. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решение суда в части признания незаконным бездействия ОГБУЗ «БСМЭ ТО», выраженного в неисполнении требований законодательства Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности, осуществляемой Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО»; возложении на ОГБУЗ «БСМЭ ТО» обязанности обеспечить получение лицензии на осуществление Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО» медицинской деятельности участниками по делу не оспорено.
Поскольку основания для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме отсутствуют, судебная коллегия проверку решения суда в указанной части не осуществляет.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ч.3). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ). Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг.
Согласно Уставу, утвержденному приказом Департамента здравоохранения Томской области от 05.07.2011 № 247, ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» является некоммерческой организацией - бюджетным учреждением, созданным в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Томской области в сфере здравоохранения. Целью деятельности является производство судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских исследований (медицинская деятельность) (п.п. 1,2.1,2.2 Устава).
В соответствии с пунктом 1.4 Устава ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области», учредителем и собственником имущества учреждения является Томская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Томской области, в ведении которого находится учреждение.
Из приведенных положений закона следует, что финансовое обеспечение государственного задания не может включать затраты на капитальные вложения.
Вместе с тем судом установлено, что основной причиной, по которой у ОГБУЗ «БСМЭ Томской области» отсутствует лицензия, является несоответствие помещений Асиновского МРО СМЭ, отделение санитарно-эпидемиологическим нормам, что требует значительных финансовых затрат, связанных с размещением отделения в новое здание большей площади.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 №56, Департамент формирует и утверждает государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) для областных государственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых осуществляет функции и полномочия учредителя (п. 15); выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета в отношении подведомственных учреждений (п. 32); реализует в отношении подведомственных ему областных государственных учреждений функции и полномочия учредителя, указанные в Законе Томской области от 13 апреля 2004 года N 53-03 «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» (п.ЗЗ).
Постановлением Администрации Томской области от 26.10.2010 N 209а (ред. от 11.08.2014) «О порядке формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» утверждено положение о формировании государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания», которое устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания областными государственными бюджетными, областными государственными автономными учреждениями, а также областными государственными казенными учреждениями, определенными решением исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, в ведении которого они находятся. Государственные задания формируются ежегодно при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период уполномоченными органами государственной власти Томской области, к которым относятся: исполнительные органы государственной власти Томской области, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении областных государственных бюджетных или областных государственных автономных учреждений, - при формировании государственных заданий в отношении областных государственных бюджетных или автономных учреждений.
В соответствии со статьей 11 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-03 «О бюджетном процессе в Томской области» главный распорядитель средств областного бюджета не обладает бюджетными полномочиями по финансированию за счет средств областного бюджета отдельных мероприятий областных учреждений, он лишь распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета и исполняет соответствующую часть областного бюджета.
Из изложенного следует, что финансирование деятельности подведомственного ОГБУЗ относится к компетенции Департамента здравоохранения Томской области, однако данные полномочия реализуются последним в рамках государственного задания, в которое не могут включаться расходы на получение лицензии, в частности, связанные с приобретением необходимого объема площадей Асиновским МРО СМЭ.
Соответственно, возложение на Департамент здравоохранения Томской области обязанности по финансированию мероприятий, связанных с получением учреждением лицензии, не основано на законе.
Суд правильно прийдя к выводу о том, что обязанность по финансированию указанных мероприятий не является гражданско-правовым обязательством, должен был определить характер данного правоотношения как возникающего в сфере бюджетных отношений.
Указанное судом сделано не было, что привело к принятию незаконного решения в указанной части.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение получения лицензии на осуществление медицинской деятельности Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы ОГБУЗ «БСМЭ ТО», с принятием нового об отказе в удовлетворения данного требования.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 Гражданскогопроцессуальногокодекса РоссийскойФедерации,судебнаяколлегия определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 30 декабря 2014 года в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение получения лицензии на осуществление медицинской деятельности Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» отменить.
Принять в указанной части новое решение.
Требование Асиновского городского прокурора Томской области к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении на Департамент здравоохранения Томской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение получения лицензии на осуществление медицинской деятельности Асиновским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области», оставить без удовлетворения.
Решение Кировского районного суда г. Томска от 30 декабря 2014 года в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий Судьи: