З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 октября 2021 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Архиповой Е.В.,
при секретаре судебного заседания: Гасымовой В.А.к.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело №2-1434/2021 по исковому заявлению прокурора г. Салехарда к Администрации МО г. Салехарда о возложении обязанности оборудовать кладбище системой дренажа и водоотведения,
установил
Прокурор города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО г. Салехарда о возложении обязанности оборудовать кладбище системой дренажа и водоотведения. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что органом прокуратуры проведена проверка по факту соблюдения требований законодательства похоронном деле при содержании мест погребения. Проверкой установлено, что кладбище по ул. Ангальский Мыс в г. Салехарде не оборудовано системой дренажа и водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, что вызывает подтопление его территории в весенний период. Установленные трубы не функционируют, повреждены и засыпаны песчаными массами, водоотводные каналы отсутствуют. По результатам прокурорской проверки в адрес Главы г. Салехарда вынесено представление, которое было ответчиком рассмотрено и признано обоснованным. Мер к устранению выявленных нарушений ответчик не предпринял, ранее инициированная закупка на обустройство системы водоотведения отменена 21.06.2021г., в связи с чем просил обязать Администрацию МО г. Салехард оборудовать кладбище системой дренажа и водоотведения в срок до 01.11.2021 года.
Протокольным определением суда от 29.09.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика».
В судебном заседании представитель истца третье лицо, будучи извещенными надлежащим образом, участия не принимали, ходатайств и заявлений не представили.
Ответчик, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах своей неявки не сообщил и не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что стороны извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, ответчик не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие сторон и третьего лица.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.
Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> адрес ориентира: г. Салехарда, р-н Ангальский Мыс, на котором расположено действующее кладбище г. Салехарда – является собственностью МО г. Салехарда и находится в постоянном бессрочном полосовании МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика», что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Между МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» и ООО «ПРОФЭКСКОМПЛЕКС» заключен муниципальный контракт от 28.12.2020г. №Б на содержание мест захоронений г. Салехарда.
На основании решения заместителя прокурора г. Салехарда о 22.07.2021г. № по обращению граждан прокуратурой г. Салехарда проведена проверка деятельности Администрации МО г. Салехарда по соблюдению требований законодательства о похоронном деле.
В ходе проведения проверки установлено, что кладбище по ул. Ангальский Мыс в г. Салехарде не оборудовано системой дренажа и водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, что вызывает подтопление его территории в весенний период талыми водами и осадками. Установленные трубы не функционируют, повреждены и засыпаны песчаными массами, водоотводные каналы отсутствуют.
По результатам прокурорской проверки в адрес Главы г. Салехарда прокурором г. Салехарда вынесено представление от 02.06.2021г. № об устранении выявленных проверкой нарушений содержания кладбища.
Указанное представление было ответчиком рассмотрено, установленные факты нарушений признаны подтвердившимися, сообщено о реализации закупки на благоустройство городского кладбища, что следует из ответа Администрации МО г. Салехарда от 24.06.2021г. № о рассмотрении представления о нарушении законодательства о похоронном деле.
Как видно из ответа Администрации Мо г. Салехарда от 27.07.2021г. № на запрос прокурора, 21.06.2021г. принято решение об отмене процедуры определения поставщика по устройству системы водоотведения кладбища в связи с перераспределением бюджетных средств.
Согласно Устава муниципального образования город Салехард, принятого на референдуме жителями МО город Салехард 16.03.1997 Муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года N 26-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард" является городским округом с административным центром город Салехард.
Согласно положений пп.23 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 настоящего Закона.
При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Таким образом, реализуя свои полномочия в сфере организации ритуальных услуг, орган местного самоуправления должен руководствоваться положениями федерального законодательства о погребении и похоронном деле.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не разрешается устройство кладбищ на территориях: со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Согласно положениям ч.ч.1,4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны в том числе принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
Согласно требованиям п.п.51, 53 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", участок, отводимый под кладбище, должен соответствовать следующим требованиям не затопляться при паводках; иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод.
При устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа.
Факт отсутствия предусмотренной законодательством действующей дренажной системы на территории кладбища стороной ответчика не оспаривается, что также следует из его письменных ответов прокурору. Доказательств принятия мер по устранению выявленных нарушений ответчиком не представлено. Как следует из вышеприведенных норм действующего законодательства об основах деятельности органов местного самоуправления и о похоронном деле, обязанность по надлежащему содержанию мест захоронений лежит на органе местного самоуправления независимо от делегирования и распределена этих полномочий между организациями вспомогательного характера либо подрядчиками. Таким образом, оценив все представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на Администрацию МО г. Салехарда обязанности организовать систему дренажа и водоотведения на территории городского кладбища Салехарда.
Определяя срок, в течение которого указанная обязанность должна быть выполнена, суд принимает во внимание степень потенциальной опасности последствий выявленных нарушений для санитарного и экологического состояния мест погребения, а также для жизни и здоровья граждан, ввиду чего предоставление длительного срока исполнения обязанности по надлежащему обеззараживанию отходов, приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создаст угрозу санитарно – эпидемиологическому благополучию населения и окружающей среды. Однако, суд принимает во внимание также и установленный порядок финансирования на муниципальные нужды и порядок расходования ответчиком выделяемых средств, ввиду чего полагает, что срок исполнения возложенных судебным решением обязанностей до 31.12.2021 года будет соответствовать критерию разумности и существенным образом не нарушит прав и законных интересов как самого ответчика, так и иных лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Возложить на Администрацию МО г. Салехарда обязанность оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, системой дренажа и водоотведения в срок до 31.12.2021 года.
Решение является заочным, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме заочное решение изготовлено 25 октября 2021 года.
Председательствующий Архипова Е.В.