Дело № 2-1/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2016 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Моисеевой В.Ю.,
с участием истцов Смирновой Т.А., Смирнова В.К., Смирнова С.В.,
представителей ответчиков Администрации Пряжинского национального муниципального района - Гомза В.О., Администрации Эссойльского сельского поселения - Ореханова А.И.,
представителя третьего лица ООО «Вега-Союз» - Воробьевой А.И.,
третьих лиц Витько О.В., Жидецкой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Т. А., Смирнова В. К., Смирнова С. В. к Администрации Эссойльского сельского поселения, Администрации Пряжинского национального муниципального района об обязании провести капитальный ремонт жилого помещения и предоставить коммунальную услугу по теплоснабжению,
у с т а н о в и л:
Смирнова Т.А., Смирнов В.К., Смирнов С.В. обратились в Пряжинский районный суд РК с иском к Администрации Эссойльского сельского поселения, Администрации Пряжинского национального муниципального района об обязании провести капитальный ремонт жилого помещения и предоставить коммунальную услугу по теплоснабжению жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> Исковые требования мотивированы тем, что истцы проживают в указанном жилом доме с 1992 года. До 2009 года указанный жилой дом находился в оперативном управлении ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» - отделение больницы в <адрес>, с 2009 года жилой дом находится в собственности Эссойльского сельского поселения на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия. В целевых адресных программах по вопросам капитального ремонта данный дом не участвовал. В настоящее время дом нуждается в проведении капитального ремонта, а также в решении вопроса по обеспечению жилого дома теплоснабжением надлежащего качества.
В судебном заседании истцы Смирнова Т.А., Смирнов С.В., Смирнов В.К. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт квартиры <адрес>, а именно: сменить сгнившие нижние венцы дома в пределах квартиры 5 со стороны входа в подъезд; сменить дощатые полы с несущими балкам и черным полом с заменой утеплителя; утеплить наружные стены; заменить оконные блоки, заменить дверные блоки; выполнить новую проводку по всем помещениям квартиры с учетом решения вопроса по электроотоплению квартиры; восстановить разрушенные бетонные стенки и деревянные элементы выгребной ямы; перевести существующую сеть электроснабжения дома и квартиры №5 на повышенное напряжение; обязать ответчиков предоставить услугу по теплоснабжению путем установки в квартире электрокотла.
Представитель ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района - Гомза В.О., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что между сторонами отношения социального найма с вытекающими из него правами и обязанностями нанимателя и наймодателя не сложились, так как оплату за социальный найм истцы не производят, следовательно, требования, предъявляемые ими, необоснованны. Кроме того, учитывая, что спорная квартира находится в собственности Администрации Эссойльского сельского поселения, Гомза В.О. полагал Администрацию Пряжинского национального муниципального района ненадлежащим ответчиком по делу, просил в иске к Администрации Пряжинского района отказать.
Представитель ответчика Администрации Эссойльского сельского поселения, Глава Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, полагал их незаконными и необоснованными в связи с тем, что вопросы организации теплоснабжения отнесены к компетенции Пряжинского национального муниципального района. Ореханов А.И. указал, что капитальный ремонт в многоквартирных домах на основании Региональной программы капитального ремонта будет проведен в соответствии с Программой ремонта, куда включен и жилой дом, в одной из квартир которого проживают истцы. По мнению Ореханова А.И., поскольку за социальный найм жилого помещения истцы категорически отказываются платить, администрация Эссойльского поселении обязана проводить ремонт только в отношении общего имущества по решению собрания собственников квартир дома. Также Ореханов А.И. сообщил, что на основании решения Совета Пряжинского национального муниципального района № 74 от 28.12.2015г. утвержден перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность Пряжинского района из муниципальной собственности Эссойльского сельского поселения; под номером 182 в указанный перечень включена квартира по адресу: <адрес>. В связи с этим Ореханов А.И. полагал, что в настоящее время Администрация поселения не является собственником спорного жилого помещения и не должна нести обязанности по его капитальному ремонту.
Представитель третьего лица ООО «Вега - Союз» Воробьева А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований Смирновых оставила на усмотрение суда, пояснив, что 01.08.2011г. между Администрацией Эссойльского сельского поселения в лице Главы поселения Ореханова А.И. и ООО «Вега-Союз» в лице директора К.А.А. был оформлен агентский договор № 3-А на заключение договоров социального найма, по условиям которого ООО «Вега-Союз» обязалось осуществлять начисление и сбор платы за наем жилых помещений, расположенных в муниципальном жилищном фонде на территории Эссойльского сельского поселения, находящихся в собственности поселения. В связи с этим истцами на расчетный счет ООО «Вега-Союз» в счет оплаты за социальный найм спорного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. внесено <данные изъяты>. Со слов Воробьевой А.И., на имя Смирновой Т.А. ООО «Вега-Союз» выставлен счет по оплате за социальный найм жилого помещения по адресу: <адрес> за январь 2016г. на сумму <данные изъяты>
Третьи лица - Витько О.В. (собственник <адрес>) и Жидецкая О.А. (собственник <адрес>) в судебном заседании поддержали исковые требования Смиронвых
Представители третьих лиц: Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, АО ТНС «Энерго Карелия», Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО «Энергокомфорт Карелия», ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в отзыве по делу указал, что спорный жилой дом (<адрес> согласно Распоряжению Правительства Республики Карелия от 15 сентября 2005 года №275- рП был изъят из оперативного управления ГБУЗ «Республиканская психиатрическая больница» и передан в собственность муниципального образования «Пряжинский район».
Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в отзыве по делу указал, что жилой <адрес> в котором проживают истцы, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2024 год.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцами требований по следующим основаниям.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Статьями 5, 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане имеют право на жилище, его безопасность и обеспечение сохранности жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Из положений ст. ст. 673 и 676 ГК РФ следует, что предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, при этом наймодатель обязан осуществить надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (ст. 681 ГК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ обязанность по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдению прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, возложена на собственников жилых помещений.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение, платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 3 ст. 9 Устава Эссойльского сельского поселения к вопросам местного значения Эссойльского сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно абз. 2 пп. «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому Нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет Наймодателя организацией, предложенной им.
Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств Фонда предоставляется финансовая поддержка субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Статьей 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа; ремонт фундаментов многоквартирных домов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Из "Положения об организации и проведении конструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 Р), введенного в действие с 1 июля 1989 года, следует, что продолжительность эффективной эксплуатации деревянных домов до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет.
Согласно приложению N 8 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, включены ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров; замена внутриквартальных инженерных сетей; ремонт встроенных помещений в зданиях.
Согласно п. 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденному постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износами разрушением на более долговечные и экономические, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Согласно подпункту 4 п. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.
Согласно подп. "е" п. 10 Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения.
В соответствии с ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем, либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.2006 года N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", наниматель в качестве пользователя жилым помещением обязан: поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; производить текущий ремонт жилого помещения.
Перечень работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержден приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 года N 312, в приложении N 8 ВСН, и к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, отделка помещений с целью благоустройства квартиры, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов и т.п., работы по улучшению отделки квартир, замена и ремонт покрытий полов.
Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 г. (приложение N 3) определен перечень дополнительных работ, выполняемых по заказам и за счет средств потребителей.
В частности, к таким работам пунктом 1 "Сантехнические работы" отнесены - замена умывальников, моек, раковин, полотенцесушилок, замена унитазов всех видов; пунктом 2 "Электромонтажные работы" - смена выключателя, штепсельной розетки, прокладка электропроводки, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, замена электрических и газовых плит, пунктом 3 "Столярные и стекольные работы" - ремонт оконных и дверных заполнений, ремонт конструкций полов и ремонт покрытий полов (дощатых, паркетных, из линолеума, плитки ПВХ) и пунктом 4 "Отделочные работы" - окраска потолков, откосов, оконных переплетов, дверных полотен, оклейка стен обоями.
В судебном заседании установлено, что истцы Смирнова Т.А., Смирнов В.К., Смирнов С.В. с 1992 года проживают в квартире 5 деревянного 2-х этажного жилого <адрес> года постройки). ДД.ММ.ГГГГ. Смирновы зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства, проживают там постоянно, иного жилья ни в собственности, ни по договору аренды (найма) не имеют; несут расходы по содержанию указанного жилого помещения (оплачивают социальный найм, потребленную электроэнергию, услуги телефонной связи). Согласно информации Администрации Эссойльского сельского поселения Смирнова Т.А. в составе семьи из трех человек состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ., номер очереди №. (л.д. 124 Т.1).
Квартира, где проживают истцы, была предоставлена Смирновой Т.А. в связи с ее работой в ГБУЗ «Республиканская психиатрическая больница», так жилье ранее находилось на балансе ГБУЗ «Республиканская психиатрическая больница».
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 сентября 2005 года №275- рП <адрес> был изъят из оперативного управления ГБУЗ «Республиканская психиатрическая больница» и передан в собственность муниципального образования «Пряжинский район», также МО «Пряжинский район» переданы сети электрические к жилому дому <адрес> (Т. 1 л.д. 151- 152); здание котельной по <адрес> в собственность муниципального образования «Пряжинский район» не передавалось.
Постановлением Правительства РК от 26.05.2009г. № 111-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пряжинского муниципального района» жилой <адрес> в <адрес> передан в муниципальную собственность Эссойльского сельского поселения.
В силу ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.
Договор социального найма между сторонами в письменной форме не заключался, между тем с требованиями о выселении из занимаемого истцами жилого помещения собственник жилья – Администрация Эссойльского сельского поселения не обращалась.
Более того, ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией Эссойльского сельского поселения в лице Главы поселения Ореханова А.И. и ООО «Вега-Союз» в лице директора К.А.А, был оформлен агентский договор № 3-А на заключение договоров социального найма, по условиям которого ООО «Вега-Союз» обязалось осуществлять начисление и сбор платы за наем жилых помещений, расположенных в муниципальном жилищном фонде на территории Эссойльского сельского поселения, находящихся в собственности поселения. В связи с этим, истцами на расчетный счет ООО «Вега-Союз» в счет оплаты за социальный найм спорного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. внесено <данные изъяты> в настоящее время на имя Смирновой Т.А. ООО «Вега-Союз» выставлен счет по оплате за социальный найм жилого помещения по адресу: <адрес> за <данные изъяты>
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что между истцами и Администрацией Эссойльского сельского поселения после передачи жилого помещения в собственность Эссойльского сельского поселения, фактически сложились и в настоящее время имеют место быть отношения по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Суд отмечает, что сведений о предоставлении спорного жилого помещения иным лицам не имеется, утратившими право пользования данным жилым помещением в установленном законом порядке истцы не признавались. Право пользования истцами спорным жилым помещением стороной ответчика не оспаривается.
Доводы представителя ответчика Администрации Эссойльского сельского поселения Ореханова А.И. о том, что на основании решения Совета Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. квартира по адресу: <адрес> включена в перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность Пряжинского района из муниципальной собственности Эссойльского сельского поселения, а потому в настоящее время Администрация поселения не является собственником спорного жилого помещения и не должна нести обязанности по его капитальному ремонту, суд признает несостоятельными в связи со следующим.
Так, согласно ст. 3 Закона Республики Карелия от 03.07.2008 N 1212-ЗРК "О реализации части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", право собственности на передаваемое имущество возникает у муниципального образования, принявшего имущество, со дня вступления в силу постановления Правительства Республики Карелия о разграничении имущества между муниципальными образованиями.
Стороны по делу не отрицали, что в настоящее время постановление Правительства Республики Карелия о разграничении имущества (в том числе спорной квартиры) между Пряжинским национальным муниципальным районом и Администрацией Эссойльского сельского поселения не принято. Таким образом, в настоящее время квартира по адресу: <адрес>5 находится в собственности администрации Эссойльского сельского поселения.
В рамках рассмотрения дела в целях установления необходимости проведения ремонтных работ в спорном жилом помещении, определения их вида, судом была назначена и проведена комплексная судебная строительно-электротехническая экспертиза.
Согласно заключению комплексной судебной строительно-электротехнической экспертизы №, проведенной ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с целью восстановления утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, с учетом положений Постановления Госстроя от 27.09.2003 г. 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» требуется проведение капитального ремонта: смена сгнивших нижних венцов дома в пределах квартиры 5 со стороны входа в подъезд; смена дощатых полов с несущими балкам и черным полом с заменой утеплителя; утепление наружных стен; замена оконных блоков, замена дверных блоков; выполнение новой проводки по всем помещениям квартиры с учетом решения вопроса по электроотоплению квартиры; восстановление разрушенных бетонных стенок и деревянных элементов выгребной ямы; перевод существующей сети электроснабжения дома и квартиры №5 на повышенное напряжение.
Суд принимает указанное заключение комплексной судебной строительно-электротехнической экспертизы №, проведенной ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно выполнено на основании определения суда, компетентными специалистами, оснований не доверять их выводам у суда не имеется. Доказательств в опровержение выводов указанного заключения не представлено.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств (п. п. 12,16 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что туалет-уборная (выгребная яма), находящийся согласно техническому паспорту в квартире истцов, является помещением вспомогательного использования, предназначенным для удовлетворения бытовых и иных нужд нанимателей спорного жилого помещения, в связи с чем считает необходимым возложить на администрацию поселения обязанность по восстановление разрушенных бетонных стенок и деревянных элементов туалета (выгребной ямы), находящегося в квартире Смирновых.
Принимая во внимание, что в нарушение требований ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения – Администрация Эссойльского сельского поселения не принимал участия в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; не осуществлял капитальный ремонт жилого помещения, что в последующем привело к физическому износу конструктивных элементов спорного жилого помещения согласно заключению экспертизы, следовательно, бездействие ответчика в лице администрации Эссойльского сельского поселения повлекло нарушение прав истцов, как нанимателей жилого помещения жилищного фонда администрации Эссойльского сельского поселения.
Учитывая, что Постановлением Правительства РК от 26.05.2009г. № 111-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пряжинского муниципального района» жилой <адрес> передан в муниципальную собственность Эссойльского сельского поселения, суд считает Администрацию Пряжинского национального муниципального района ненадлежащим ответчиком по делу, полагая необходимым в иске к указанному ответчику отказать.
На основании изложенного, суд считает возможным частично удовлетворить исковые требования Смирновых и обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт <адрес>, а именно: сменить сгнившие нижние венцы дома в пределах квартиры №5 со стороны входа в подъезд; сменить дощатые полы с несущими балками и черным полом с заменой утеплителя; заменить оконные блоки; заменить дверные блоки; восстановить разрушенные бетонные стенки и деревянные элементы выгребной ямы; осуществить перевод существующей сети электроснабжения квартиры на повышенное напряжение.
Учитывая, что утепление наружных стен предполагает ремонт здания дома снаружи, а администрация поселения является собственником отдельной квартиры дома, суд не находит оснований для обязания ответчика осуществить утепление наружных стен.
Также, принимая во внимание, что согласно перечню работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержденному приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 года N 312, в приложении N 8 ВСН, относятся: ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов, суд не находит оснований для обязания ответчика выполнить новую проводку по всем помещениям спорной квартиры с учетом решения вопроса по электроотоплению квартиры.
В части обязания ответчика предоставить коммунальную услугу по теплоснабжению суд полагает необходимым в удовлетворении иска отказать в связи с удовлетворением требований о переводе существующей сети электроснабжения квартиры №5 на повышенное напряжение.
При этом, суд учитывает, что согласно приложению N 8 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, включены работы по полной замене существующих систем центрального отопления. Однако, жилой <адрес> был передан в муниципальную собственность Эссойльского сельского поселения (на основании постановления Правительства РК от 26.05.2009г. № 111-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пряжинского муниципального района») без центрального отопления, которое было отключено предыдущим собственником (ГБУЗ «РПБ»); в собственность муниципального образования «Пряжинский район», а потом и в собственность Администрации Эссойльского сельского поселения здание котельной по <адрес> также не передавалось.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ст. 246, ч. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
В силу п.п. 2, 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в числе прочего, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Капитальный ремонт общего имущества в силу п. 21 Правил проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Из приведенных норм права следует, что пользование и распоряжение общим имуществом многоквартирного дома, включающим в себя несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, осуществляется с согласия всех собственников квартир в многоквартирном доме, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений и за счет средств собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Смирновых об обязании ответчика осуществить утепление наружных стен спорной квартиры и перевести существующую сеть электроснабжения дома на повышенное напряжение, суд принимает во внимание, что данные работы связаны с воздействием на общее имущество собственников многоквартирного дома, соответственно относятся к капитальному ремонту не квартиры истцов, а жилого дома в целом (п. 2 приложения N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170) и должны производиться по решению общего собрания собственников помещений жилого дома и за их счет.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению ответчиком, а именно: до 01 сентября 2016 года, находя указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения.
Как следует из материалов дела, определением суда от 26.11.2015г. по ходатайству истцов по делу была назначена судебная комплексная строительная электротехническая экспертиза, расходы на проведение которой согласно информации ООО «<данные изъяты>» составили <данные изъяты> (Т. 2 л.д. 9). До настоящего времени оплата указанных расходов истцами не произведена.
Учитывая, что суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Смирновых, суд считает необходимым взыскать со Смирновых и Администрации Эссойльского сельского поселения в пользу ООО «<данные изъяты>» расходы по оплате комплексной строительной электротехнической экспертизы в сумме <данные изъяты>. в равных долях по <данные изъяты>. с каждой из сторон.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация Эссойльского сельского поселения освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт <адрес> а именно: сменить сгнившие нижние венцы дома в пределах квартиры №5 со стороны входа в подъезд; сменить дощатые полы с несущими балками и черным полом с заменой утеплителя; заменить все оконные блоки; заменить все дверные блоки; восстановить разрушенные бетонные стенки и деревянные элементы туалета (выгребной ямы); осуществить перевод существующей сети электроснабжения квартиры на повышенное напряжение.
В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении иска к Администрации Пряжинского национального муниципального района - отказать.
Взыскать с Администрации Эссойльского сельского поселения в пользу ООО <данные изъяты> судебные расходы на проведение комплексной строительной электротехнической экспертизы в сумме <данные изъяты>
Взыскать со Смирновой Т. А., Смирнова В. К., Смирнова С. В. в пользу ООО «<данные изъяты> судебные расходы на проведение комплексной строительной электротехнической экспертизы в сумме <данные изъяты>. по <данные изъяты>. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в течение в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.С.Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 04.02.2016г.
Дело № 2-1/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
03 февраля 2016 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Моисеевой В.Ю.,
с участием истцов Смирновой Т.А., Смирнова В.К., Смирнова С.В.,
представителей ответчиков Администрации Пряжинского национального муниципального района - Гомза В.О., Администрации Эссойльского сельского поселения - Ореханова А.И.,
представителя третьего лица ООО «Вега-Союз» - Воробьевой А.И.,
третьих лиц Витько О.В., Жидецкой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Татьяны Арсеньевны, Смирнова Владимира Константиновича, Смирнова Сергея Владимировича к Администрации Эссойльского сельского поселения, Администрации Пряжинского национального муниципального района об обязании провести капитальный ремонт жилого помещения и предоставить коммунальную услугу по теплоснабжению,
Руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт <адрес> а именно: сменить сгнившие нижние венцы дома в пределах квартиры №5 со стороны входа в подъезд; сменить дощатые полы с несущими балками и черным полом с заменой утеплителя; заменить все оконные блоки; заменить все дверные блоки; восстановить разрушенные бетонные стенки и деревянные элементы туалета (выгребной ямы); осуществить перевод существующей сети электроснабжения квартиры на повышенное напряжение.
В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении иска к Администрации Пряжинского национального муниципального района - отказать.
Взыскать с Администрации Эссойльского сельского поселения в пользу ООО «Инжтехстрой» судебные расходы на проведение комплексной строительной электротехнической экспертизы в сумме <данные изъяты>
Взыскать со Смирновой Т. А., Смирнова В. К., Смирнова С. В. в пользу ООО «<данные изъяты>» судебные расходы на проведение комплексной строительной электротехнической экспертизы в сумме <данные изъяты>. по <данные изъяты> с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в течение в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.С.Кемпинен