Дело № 2-570/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Оса 21 апреля 2015 года
Осинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Т.Е., при секретаре Кустовой А.В.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора прокуратуры Осинского района Пермского края Селивановой Л.И.,
представителя третьего лица госинспектора дорожного надзора ГИБДД МО МВД России «Осинский» П., действующего по доверенности № 2 от 01.01.2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оса гражданское дело по заявлению прокурора Осинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новозалесновского сельского поселения Осинского района Пермского края о возложении обязанности разработать проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технические паспорта автомобильных дорог общего пользования местного значения,
установил:
Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Новозалесновского сельского поселения, в котором просил: Обязать администрацию Новозалесновского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технические паспорта и проекты содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Новозалесновского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края, мотивируя свое требование тем, что в прокуратуру Осинского района Пермского края поступило обращение начальника ОГИБДД МО МВД России «Осинский» подполковника полиции В. о возложении обязанности на органы местного самоуправления организовать деятельность в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Основанием обращения явились результаты проверки, согласно которым, в феврале 2015 года в адрес главы Новозалесновского сельского поселения направлялся запрос о принимаемых мерах по паспортизации и организации дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах Новозалесновского сельского поселения. Согласно полученного ответа, на территории Новозалесновского сельского поселения общая протяженность улиц и дорог, находящихся на балансе составляет 17,04 км. При этом ни на одну дорогу не разработаны технические паспорта, а так же не ведётся разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. Так же на территории Новозалесновского сельского поселения, не установлено ни одного дорожного знака, что является недопустимым для обеспечения безопасности дорожного движения и организации движения транспортных средств. Должных мер по приведению дорожной деятельности в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации главой муниципального образования не принимается, финансирование, выделяемое на дорожную деятельность, является недостаточным.
Неисполнение органами местного самоуправления своих функций по реализации требований действующего законодательства напрямую влияют на процесс обеспечения безопасности дорожного движения и организации движения транспортных средств на территории поселения. Однако, со стороны администрации Новозалесновского сельского поселения, должных мер по приведению дорожной деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства не принимается. Данные факторы напрямую влияют на процесс передвижения транспортных средств и пешеходов и создают предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технический паспорт автомобильной дороги определяют фактическое состояние автомобильных дорог и необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО «Новозалесновское сельское поселение».
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика администрации Новозалесновского сельского поселения Осинского района Пермского края в судебном заседании не присутствовал. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Новозалесновского сельского поселения. Согласно поступившему в суд заявлению, представитель администрации Новозалесновского сельского поселения исковые требования прокурора признает. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю администрации понятны.
Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, и представитель третьего лица - госинспектор дорожного надзора ГИБДД МО МВД России «Осинский» П. считают необходимым принять признание иска представителем ответчика и иск прокурора удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания при надлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3, ч. 9 ст. 5, ч. 8 ст. 6, ст. 13, ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 22.10.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги ¬комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 5, ч. 4 ст. 6, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 14. 10. 2014) "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Кроме того, в соответствии с подпунктами 1, 4 п. 9 Приказа Минтранса России от 16. 11. 2012 г.№ 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка про ведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Технический паспорт является документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и оформляемый для осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 1.1, п. 1.2 ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Неисполнение органами местного самоуправления своих функций по реализации перечисленных требований законодательства напрямую влияют на процесс обеспечения безопасности дорожного движения и организации движения транспортных средств на территории поселения. Однако, со стороны администрации Новозалесновского сельского поселения, должных мер по приведению дорожной деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства не принимается. Данные факторы напрямую влияют на процесс передвижения транспортных средств и пешеходов и создают предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технический паспорт автомобильной дороги определяют фактическое состояние автомобильных дорог и необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО «Новозалесновское сельское поселение».
Как установлено судом, в прокуратуру Осинского района Пермского края поступило обращение начальника ОГИБДД МО МВД России «Осинский» подполковника полиции В. о возложении обязанности на органы местного самоуправления организовать деятельность в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Основанием обращения явились результаты проверки, согласно которым, в феврале 2015 года в адрес главы Новозалесновского сельского поселения направлялся запрос о принимаемых мерах по паспортизации и организации дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах Новозалесновского сельского поселения. Согласно полученного ответа, на территории Новозалесновского сельского поселения общая протяженность улиц и дорог, находящихся на балансе составляет 17,04 км. При этом ни на одну дорогу не разработаны технические паспорта, а так же не ведётся разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. Так же на территории Новозалесновского сельского поселения, не установлено ни одного дорожного знака, что является недопустимым для обеспечения безопасности дорожного движения и организации движения транспортных средств (л.д. 8-9).
Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются и подтверждаются сведениями, представленными администрацией Новозалесновского сельского поселения от 02.02.2015 года № 03-11/78 (л.д. 10). Данные обстоятельства фактически подтверждаются и признанием иска представителем ответчика, в котором также даны пояснения, что в настоящее время администрацией подана заявка на изготовление технических паспортов на дороги общего пользования местного значения поселения для постановки на кадастровый учет и дальнейшую государственную регистрацию в ГУП «ЦТИ».
В рамках муниципальной программы «Инфраструктура и благоустройство территории Новозалесновского сельского поселения» постановлением администрации Новозалесновского сельского поселения от 03.12.2014 № 135 утверждена подпрограмма «Совершенствование и развитие автомобильных дорог, повышение безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Новозалесновского сельского поселения» на 2015 -2017 годы, в которой предусмотрены денежные средства на ремонт и содержание дорог местного значения ( л.д. 12).
Таким образом, поскольку в настоящее время неисполнение органами местного самоуправления своих функций по реализации требований действующего законодательства напрямую влияют на процесс обеспечения безопасности дорожного движения и организации движения транспортных средств на территории поселения, данные факторы напрямую влияют на процесс передвижения транспортных средств и пешеходов и создают предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий, и проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технический паспорт автомобильной дороги определяют фактическое состояние автомобильных дорог и необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения, при таких обстоятельствах на ответчика необходимо возложить обязанность разработать проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технические паспорта и проекты содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Новозалесновского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края.
Прокурор просит обязать ответчика исполнить вышеуказанные обязанности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное требование подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Так как спорные улицы и дороги на территории Новозалесновского сельского поселения не отвечают требованиям к эксплуатационному содержанию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и это напрямую влияет на безопасность дорожного движения и обеспечение безопасности при перевозке пассажиров, все это может способствовать возникновению дорожно - транспортных происшествий, то с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, нельзя затягивать сроки по разработке проектов организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технические паспорта и проекты содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Новозалесновского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края, поэтому необходимо установить срок для исполнения указанного обязательства в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку это является разумным сроком, в течение которого возможно организовать работу по разработке проектов организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технические паспорта и проекты содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Новозалесновского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Новозалесновского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, технические паспорта и проекты содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Новозалесновского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья Т. Е. Дьячкова