Дело №2-26/2020 УИД 28RS0013-01-2020-000002-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 04 февраля 2020 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Паньковой А.С.,
с участием: помощника прокурора Михайловского района Мартынюка А.С.,
представителей ответчиков: администрации Михайловского района Бакшеевой Н.А., отдела образования администрации Михайловского района Фадюшина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Михайловского района, поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Михайловского района, отделу образования администрации Михайловского района, МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о противодействия терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Михайловского района, отделу образования администрации Михайловского района, МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ», в обоснование которых указано, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями района законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой было выявлено, что требования к антитеррористической защищенности объектов образования (их территорий), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, МОУ «Коршуновская СОШ», расположенным по адресу: <адрес>; МОБУ «Чесноковская СОШ», расположенным по адресу: <адрес>; МОУ «Зеленоборская СОШ», расположенным по адресу: <адрес>, в полном объеме не выполняются. Так, вышеуказанные образовательные учреждения (школы) не оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; не оснащены системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оборудованы средствами охранной сигнализации; охрана объектов (территории) не обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на 1-ых этажах школ отсутствуют оборудованные для охраны помещения, с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); вход в здания школ не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); школы не оснащен стационарным или ручным металлоискателем. Кроме того, территория МОУ «Коршуновская СОШ» в полном объеме не оснащена системой наружного освещения. Поскольку вышеуказанными нарушениями создается угроза безопасности неопределенного круга лиц и не обеспечивается защищенность образовательных учреждений, в связи с чем прокурор просил возложить на вышеуказанные образовательные учреждения устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, а на администрацию Михайловского района, как учредителя образовательных учреждения Михайловского района, возложить обязанность по выделению отделу образованию администрации Михайловского района, исполняющему полномочия учредителя, необходимых бюджетных средств для выполнения образовательными учреждениями вышеуказанных мероприятий.
Определением Михайловского районного суда от 04 февраля 2020 года гражданские дела по исковым заявлениям прокурора Михайловского района к МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ», администрации Михайловского района, отделу образования администрации Михайловского района объедены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исках. При этом указал, что заявленные к выполнению мероприятия по повышению уровня антитеррористической защищённости объектов образования, а также их финансирование должны быть обеспечены незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Бакшеева Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривая обстоятельства наличия выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений требований законодательства о противодействии терроризму на объектах системы образования Михайловского района, указала на отсутствие в бюджете Михайловского района средств, требуемых для проведения полного комплекса мер в указанной области, пояснив, что общая потребность Михайловского района в финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности объектов образования данного муниципального района составляет около 25 млн. руб., а по заявленным объектам – около 5 млн.руб. При этом со ссылкой на распоряжение губернатора Амурской области от 03.12.2019, указывает, что Михайловским районом предусмотрено поэтапное выполнения указанных мероприятий по всем образовательным учреждениям данного района, реализация которых заявлена до 2022 года включительно. В частности выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности по МОУ «Зеленоборская СОШ» запланировано на текущий 2020 г., по МБОУ «Чесноковская СОШ» и МОУ «Коршуновская СОШ» - на 2021г. В связи с чем, просила с учетом указанных обстоятельств предоставить разумный срок для выполнения требований прокурора, с учетом существующей потребности в финансировании из бюджетов вышестоящих уровней.
Представитель ответчика отдела образования администрации Михайловского района Фадюшин Е.В., в судебном заседании, не оспаривая наличия выявленных прокурором нарушений требований к антитеррористической защищённости заявленных объектов образования, которым по результатам категорирования присвоена третья категория опасности, указывает, что для устранения всех выявленных нарушений требуется длительное время и также значительные финансовые ресурсы, чем бюджет Михайловского района в настоящее время не располагает. Поэтому при принятии судом решения просил учесть данные обстоятельства.
Ответчики МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ» явку своих представителей не обеспечили, при этом о дате, времени и месте рассмотрения дела, уведомлены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дел, как и возражений относительно исковых требований прокурора в адрес суда не представили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд с учетом мнения явившихся участников процесса, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствии представителей Коршуновской, Чесноковской и Зеленоборской школ.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 и ст. 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании в РФ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ч. 2 ст. 41 Закона об образовании в РФ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании в РФ закреплено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании в РФ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, ч. 7 ст. 28 Закона об образовании в РФ устанавливает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности разрабатывают и обеспечивают реализацию комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Указом Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с передачей указанным Министерствам соответствующих функций.
Также суд принимает во внимание положения ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закона о противодействии терроризму), по которым противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системного и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, а также приоритета предупреждения терроризма.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.п. 6, 4 ст. 5.2. Закона о противодействии терроризму органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
По смыслу пп. д. п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Постановлениями Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», и от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), в силу п. 5 которых ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу пунктов 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается, в частности, путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах объекта (территории), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, в силу п.п. 24,25 Требований, помимо прочего, осуществляются следующие мероприятия:
- оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
- оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации;
- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
- оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями;
- оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
При этом согласно п. 3.9. Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения образования во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими и направлены на противодействие террористической деятельности.
Так, судом установлено, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений <адрес>, в ходе которой установлено, что МОУ «Коршуновская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>; МОБУ «Чесноковская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>; МОУ «Зеленоборская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>:
- не оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- не оснащены системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- не оборудованы средствами охранной сигнализации;
- охрана объектов (территории) не обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- на 1-ых этажах школ отсутствуют оборудованные для охраны помещения, с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- вход в здания школ не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); школы не оснащен стационарным или ручным металлоискателем;
- территория МОУ «Коршуновская СОШ» также в полном объеме не оснащена системой наружного освещения.
Несоблюдение требований, предъявляемых к антитеррористической защищенности образовательных учреждений, лицами в судебном заседании не оспаривались.
Как следует из учредительных документов - уставов МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ» (далее – образовательные учреждения) данные ответчики являются образовательными учреждениями Михайловского муниципального района Амурской области, реализующим образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Учредителем указанных образовательных учреждений и собственником их имущества является муниципальное образование Михайловский район. Функции и полномочия учредителя, собственника имущества, находящегося в оперативном управлении образовательных учреждений, осуществляют администрация Михайловского района и отдел образования администрации Михайловского района в пределах компетенции.
Из пояснений представителя отдела образования администрации Михайловского района следовало, и иными участвующими лицами не оспаривалось, что МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ» согласно паспортам безопасности отнесены к III категории опасности.
Согласно позиции представителя прокуроры Михайловского района, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью непосредственно образовательных учреждений, в то время как финансовое обеспечение выполнения указанных мероприятий должно быть возложено на их учредителя, коим согласно учредительным документам, является администрация Михайловского района.
Поскольку в судебном заседании выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требования антитеррористической защищенности МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ», лицами, участвующими в деле не оспаривались, в то время, как доказательств полного их устранения ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, и поскольку выявленные нарушения не позволяют обеспечить надлежащий контроль за доступом в здания указанных объектов образования посторонних лиц, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, и не обеспечивают надлежащую антитеррористическую защищенность образовательных учреждений, поэтому суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, тем самым возлагая обязанность по выполнению требований, предъявляемых к антитеррористической защищенности объектов образования, непосредственно на указанные образовательные учреждения.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно п.п. 40, 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из учредительных документов МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ» следует, что финансовое обеспечение данных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, в соответствии с законодательством. Финансовое обеспечение выполнения образовательными учреждениями муниципального задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании в РФ).
Таким образом суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика администрацию Михайловского района обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по противодействию терроризму в образовательных учреждениях МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ», поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции указанного органа.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, нормативными документами, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные прокурором доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, а также приняв во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела был установлены нарушения требований, предъявляемых к антитеррористической защищенности объектов, в частности, по отношению к МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ», учредителем и собственником имущества которых выступает муниципальное образование Михайловский район, поэтому суд находит требования прокурора, предъявленные к МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ», администрации Михайловского района подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что отдел образования администрации Михайловского района в рассматриваемом споре не является надлежащим ответчиком, поскольку заявляя его в качестве ответчика, прокурором каких-либо материально-правовых требований к указанному учреждению не предъявлено, что является основанием для отказа прокурору в иске в данной части.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Рассматривая требование истца о возложении на МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ» обязанностей по выполнению требований антитеррористической защищенности объектов, и на администрацию Михайловского района обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, суд находит указанный срок явно недостаточным для выполнения полного комплекса мероприятий, направленных на обеспечение надлежащей антитеррористической защищенности заявленных образовательных учреждений, полагая разумным установить срок для исполнения решения суда в полном объеме до 31 декабря 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Михайловского района Амурской области удовлетворить частично.
Возложить на МОУ «Коршуновская СОШ», расположенное по адресу: <адрес> обязанность в срок до 31 декабря 2020 года:
- оснастить здание школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему (средства) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудовать здание школы средствами охранной сигнализации;
- обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать на 1-м этаже здания школы помещение для охраны, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать вход в здание школы контрольно-пропускным пунктом (постом охраны);
- обеспечить пропускной пункт (пост вахтера, охраны) стационарным или ручным металлоискателем;
- оснастить территорию школы системой наружного искусственного освещения в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, и Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2, утв. Минтопэнерго России от 06.10.1999.
Возложить на МОБУ «Чесноковская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, обязанность в срок до 31 декабря 2020 года:
- оснастить здание школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему (средства) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудовать здание школы средствами охранной сигнализации;
- обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать на 1-м этаже здания школы помещение для охраны, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать вход в здание школы контрольно-пропускным пунктом (постом охраны);
- обеспечить пропускной пункт (пост вахтера, охраны) стационарным или ручным металлоискателем.
Возложить на МОУ «Зеленоборская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, обязанность в срок до 31 декабря 2020 года:
- оснастить здание школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему (средства) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудовать здание школы средствами охранной сигнализации;
- обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать на 1-м этаже здания школы помещение для охраны, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать вход в здание школы контрольно-пропускным пунктом (постом охраны);
- обеспечить пропускной пункт (пост вахтера, охраны) стационарным или ручным металлоискателем.
Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по финансированию расходов на выполнение возложенных на МОУ «Коршуновская СОШ», МОБУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ» обязанностей в целях устранения нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов образования, в срок до 31 декабря 2020 года.
В удовлетворении исковых требований прокурора к отделу образования администрации Михайловского района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме принято 07 февраля 2020 года.