Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
(резолютивная часть)
«06» сентября 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан
в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х.,
при секретаре с/з ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора <адрес> РД в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> об обращении в федеральную собственность имущества и принятии мер по его надлежащему содержанию,
руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
иск Заместителя прокурора <адрес> советника юстиции ФИО5 в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц об обязании обращения в федеральную собственность имущества и принятии мер по его содержанию удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> принять меры по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, в федеральную собственность, принять меры по его содержанию и эксплуатации в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения в законную силу.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
«06» сентября 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан
в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х.,
при секретаре с/з ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора <адрес> РД в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> об обращении в федеральную собственность имущества и принятии мер по его надлежащему содержанию,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> советник юстиции ФИО5 обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указано, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка на предмет исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории городского округа «<адрес>», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В ходе проверки установлено, что защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, не готово к использованию по целевому назначению (отсутствуют энергоснабжение, водоснабжение, вентиляция, канализация, оборудование системы жизнеобеспечения, вентиляция, измерительные приборы и т.д.), в установленном порядке право Российской Федерации на него не зарегистрировано.
Непринятие мер к определению балансодержателя, ответственного за хранение, содержание и эксплуатацию названных защитных сооружений свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в данном случае Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
Ответственными должностными лицами ТУ Росимущества в РД меры к регистрации права собственности на федеральное имущество не приняты, в установленном порядке защитные сооружения не переданы на ответственное хранение и пользование, в результате чего созданы предпосылки к незаконному использованию федерального имущества.
Просит суд обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> принять меры по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, в федеральную собственность, принять меры по его содержанию и эксплуатации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в суд направил ФИО2 прокурора <адрес> ФИО6, который поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Третье лицо ГУ МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, в суд не явилось.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне", гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;
система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;
организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;
подготовка населения в области гражданской обороны - система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, - организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики;
опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, - совокупность условий, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность возникновения такой угрозы;
сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения - совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации.
ФИО2 п. 2, 3 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне", руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Как следует из п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от «29» ноября 1999 г. N 1309, к объектам гражданской обороны относятся:
убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;
противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;
укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;
специализированное складское помещение (место хранения) - помещение, предназначенное для хранения размещенного в нем имущества гражданской обороны и выдачи его в установленном порядке;
санитарно-обмывочный пункт - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для смены одежды, обуви, санитарной обработки населения, контроля радиоактивного заражения (загрязнения) кожных покровов, средств индивидуальной защиты, специальной и личной одежды людей;
станция обеззараживания одежды - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки одежды, обуви, а также для пропитки одежды защитными составами;
станция обеззараживания техники - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки подвижного состава транспорта;
иные объекты гражданской обороны - объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.
На основании п. 3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
На основании приложения № к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 15 Постановления ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:
заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений,
утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений,
заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров - в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.
Исходя из ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
ФИО2 Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №, территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
ФИО2 Сведениям о состоянии защитных сооружений гражданской обороны по <адрес>, а конкретно п. за № Сведений объект с наименование – Кинотеатр «Махачкала», ДагПрессМедиа; классом-А-III, ВУ (встроен. в здание), вместимостью 300 чел., общей площадью 480 кв.м., год ввода в эксплуатацию – 1989, расположенный по адресу: 367002, <адрес>, ЗС ГО – инв. №, адрес места расположения: <адрес>. Балансодержатель не установлен. (Кинотеатр Махачкала), ЗС, встроенное в здание, вход и выход находится в неудовлетворительном состоянии; при инвентаризации установлено, что здание подтапливается грунтовыми водами, полностью разрушены конструкции здания; оборудование системы жизнеобеспечения полностью не функционируют; вентиляция и герметичность ЗС нарушены. Технический паспорт ЗС и поэтажный план здания отсутствует, инв. №; при инвентаризации установлено, что оборудование системы жизнеобеспечения не функционирует; система вентиляции отсутствует; ремонт не проводился; инструмент и инвентарь отсутствует, измерительных приборов нет; средств связи для нужд оповещения нет, телефона нет, радиоточки нет; энергоснабжение, отопление, водоснабжение и канализация отсутствует; обслуживающее звено не сформировано; ответственное должностное лицо не назначено. По нормам ИТМ ГО ЗС – не соответствует. Вывод: ЗС не готово к приему укрываемого населения; требуется капитальный ремонт, необходимо восстановить оборудование системы жизнеобеспечения, укомплектовать инвентарем, документацию привести в соответствие с требованиями (Приказ МЧС от «15» декабря 2002 г. №).
ФИО2 прокурора <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в ходе проверки было установлено, что защитные сооружения, расположенные в <адрес> по адресам: <адрес>; пр. А. Султана, 30; <адрес>; <адрес> «а», не готовы к использованию по целевому назначению (отсутствует отопление, водоснабжение, канализация, оборудование системы жизнеобеспечения, вентиляция, герметические двери демонтированы и т.д.), в установленном порядке право Российской Федерации на них не зарегистрировано.
Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан принять меры по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, в федеральную собственность, принять меры по его содержанию и эксплуатации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По изложенным основаниям и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Заместителя прокурора <адрес> советника юстиции ФИО5 в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц об обязании обращения в федеральную собственность имущества и принятии мер по его содержанию удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> принять меры по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, в федеральную собственность, принять меры по его содержанию и эксплуатации в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения в законную силу.
Мотивированное решение изготовлено «13» сентября 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев