Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2017 года с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Самарской области в составе судьи Сафронова А.А., рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке административное дело №а-496/2017 по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Агафоновой ФИО5 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское, пенсионное страхование и пени, ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Агафоновой О.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, в котором просила восстановить пропущенный срок для обращения в суд с указанным требованием о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское, пенсионное страхование и пени на общую сумму в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Красноармейского судебного района <адрес> отказано Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за период <данные изъяты> гг. по страховым взносам. Агафонова О.Н. ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя, и ДД.ММ.ГГГГ исключена из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в связи с прекращением предпринимательской деятельности, о чем внесена запись в ЕГРИП. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком числится задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму <данные изъяты> рублей. Пенсионным фондом Российской Федерации своевременно были выставлены требования об уплате страховых взносов и пени <данные изъяты>., срок исполнения по требованиям истек.
В связи с изложенным, истец просит признать причину пропуска срока обращения в суд уважительной причиной и восстановить срок для обращения в суд с административным иском к Агафоновой О.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам в размере <данные изъяты> рублей
Во исполнение п. 7 ст. 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными полномочиями, исполнил обязанность по направлению лицу, участвующему в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении, что подтверждается Списком внутренних почтовых отправлений.
Представитель МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа. Административные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить. Кроме того, в административном иске содержится ходатайство налогового органа о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик Агафонова О.Н., извещенная надлежащим образом, возражений относительно рассмотрения административного дела в упрощенном порядке не представила.
Признавая явку сторон в судебное заседание необязательной, учитывая, что административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства, возражений от административного ответчика по поводу применения данного порядка не поступило, стороны в судебное заседание не явились, в соответствии с ч. 7 ст. 150, ч. 4 ст. 292 КАС административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Согласно части 1, части 6 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства судьей единолично. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока для обращения в суд и удовлетворения иска.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно статье 286 указанного Кодекса органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Материалами дела установлено, что административный ответчик Агафонова О.Н. ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя, и ДД.ММ.ГГГГ исключена из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в связи с прекращением предпринимательской деятельности, о чем внесена запись в ЕГРИП.
Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии с Законом налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов за период до ДД.ММ.ГГГГ, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», так и страховых взносов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Агафоновой О.Н. числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское, пенсионное страхование и пени в размере <данные изъяты> рублей.
Пенсионным фондом Российской Федерации своевременно были выставлены требования об уплате страховых взносов и пени № <данные изъяты> срок исполнения по требованиям истек.
В установленный срок административный ответчик требования об уплате страховых взносов не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье судебного участка № Красноармейского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № Красноармейского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Агафоновой О.Н. задолженности по страховым взносам и пени, МИФНС России № по <адрес> было отказано, на основании ст. 123.4 КАС РФ, в связи с истечением установленных сроков для обращения в суд, определение не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное правило предусмотрено п. 2. ст. 48 НК РФ, в соответствии с которым заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с Агафоновой О.Н. задолженности по страховым взносам за 2013<данные изъяты> гг. истек, что также не оспаривается самим административным истцом, так как в иске имеется ссылка на данное обстоятельство.
Кроме того, предусмотренный законодательством срок для подачи заявления о взыскании истек уже на момент обращения МИФНС № к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ).
Судебный приказ на взыскание налога и пеней не выдавался, соответственно не отменялся.
В Красноармейский районный суд <адрес> с рассматриваемым административным исковым заявлением МИФНС России № обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного статьей 48 НК РФ, частью 2 статьи 286 КАС РФ.
Административным истцом при подаче административного иска в суд заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд и в качестве уважительности причин пропуска указано на изменение законодательства о взыскании обязательных платежей, а также на значительность потерь бюджетов регионального и местного уровней.
Суд, оценив доводы административного истца о пропуске срока на обращение в суд, приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока. Административный истец Межрайонная ИФНС России № по самарской области, указывая на изменение законодательства и значительность потерь бюджетов регионального и местного уровней в качестве причин, не привела и доказательств, достоверно свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, суду не представила. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное не соблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано изменением законодательства о взыскании обязательных платежей, поскольку проведение работы по взысканию налогов является одной из основных задач налоговых органов (ст.ст. 32,33 НК РФ). При этом обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено.
Из текста Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О следует, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
При изложенных обстоятельствах, поскольку административным истцом не представлено бесспорных доказательств уважительности причин пропуска установленного срока, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что срок на подачу административного искового заявления в суд является пресекательным, а уважительных причин для его восстановления судом не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Межрайонной ИФНС России № по <адрес> требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-176, 178-180, 290, 293 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с административным иском о взыскании с Агафоновой ФИО6 задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени, отказать.
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Агафоновой ФИО7 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское, пенсионное страхование и пени за период <данные изъяты> рублей, оставить без удовлетворения, в связи с утратой возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням, по истечении установленного срока их взыскания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд Самарской области в течение пятнадцати дней со дня получения решения.
Судья Красноармейского районного суда
Самаркой области А.А. Сафронов