Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3430/2020 ~ М-2965/2020 от 16.07.2020

Дело № 2а-3430/2020

УИД 36RS0004-01-2020-003450-50

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2020 года                                                                                                      г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                Быстрянцевой В.В.,

с участием представителя административного истца по доверенности Мананниковой А.Ю.,          рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Медведеву Александру Владимировичу о взыскании штрафа за налоговое правонарушение; пени, начисленные за неуплату налога на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Медведеву А.В. о взыскании штрафа за налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 21 908,00 руб.; пени, начисленные за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 14 238,24 руб.

Мотивировав заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 228 НК РФ установлены особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов, а также порядок уплаты налога.

Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей 228 НК РФ производят, в том числе следующие категории налогоплательщиков:

- физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному НК РФ, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа проведена камеральная налоговая проверка в отношении Медведева Александра Владимировича. Основанием для проведения проверки явилась уточненная налоговая декларация (расчет) 3-НДФЛ за 2016 год, представленная налогоплательщиком в Инспекцию 27.10.2017 г. Согласно ст. 228 НК РФ налог по декларации за 2016 г. в размере 109 540,00 руб. подлежит уплате не позднее 15.07.2017 года. Налогоплательщик указанную сумму налога в сроки, установленные законодательством, не уплатил.

По результатам проверки вынесено решение № 2253 от 11.04.2018 г., согласно которому налогоплательщику необходимо уплатить штраф в размере 21 908,00 руб. Решение вступило в силу 26.05.2018 г., в досудебном или судебном порядке налогоплательщиком не обжаловалось.

В адрес налогоплательщика были направлены следующие требования:

    № 3946 по состоянию на 07.06.2018 г. об уплате штрафа по Решению № 2253 от 11.04.2018 г. в размере 21 908 00 руб. со сроком уплаты до 28.06.2018 г.;

    требование № 4412 по состоянию на 23.07.2018 г. об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 10 119,57 руб. в срок до 10.08.2018 г.;

    требование № 7530 по состоянию на 13.09.2018 г. об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1641,26 руб. в срок до 03.10.2018 г.;

    требование № 8419 по состоянию на 26.10.2018 г. об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 806,94 руб. в срок до 16.11.2018 г.;

    требование № 8797 по состоянию на 10.12.2018 г. об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1670,47 руб. в срок до 28.12.2018 г.

Налог на сумму 109 540,00 руб., а также пени по указанным выше требованиям на общую сумму 14 238, 24 руб. до настоящего момента налогоплательщиком не уплачены.

Инспекцией произведен расчет пени на задолженность по налогу на доходы физических лиц.

    Расчет пени, вошедших в требование № 4412 по состоянию на 23.07.2018 г.

за период с 18.07.2017 г. по 17.09.2017 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

62*109539,00*0,0003 = 2 037,43 руб.

за период с 18.09.2017 г. по 29.10.2017 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

42*109539*0,000283333 = 1 303, 51 руб.

за период с 30.10.2017 г. по 17.12.2017 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

49*109539*0,000275 = 1 476, 04 руб.

за период с 18.12.2017 г. по 11.02.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

56*109539*0,0002583333 = 1 584, 66 руб.

за период с 12.02.2018 г. по 25.03.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

42*109539*0,00025 = 1 150, 16 руб.

за период с 26.03.2018 г. по 30.06.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени* )

97*109539*0,000241667 = 2 567, 78 руб.

Итого: 10 119, 57 руб.

    Расчет пени, вошедших в требование № 7530 по состоянию на 13.09.2018 г.

за период с 01.07.2018 г. по 31.08.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

62*109539,00*0,000241667 = 1 641,26 руб.

Итого: 1 641, 26 руб.

    Расчет пени, вошедших в требование № 8419 по состоянию на 26.10.2018 г.

за период с 01.09.2018 г. по 16.09.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

16*109539,00*0,000241667 = 423,55 руб.

за период с 17.09.2018 г. по 30.09.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

14*109539,00*0,00025 = 383,39 руб.

Итого: 806, 94 руб.

4) Расчет пени, вошедших в требование № 8797 по состоянию на 10.12.2018 г.

за период с 01.10.2018 г. по 30.11.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)          61*109539,00*0,00025 = 1670,47 руб.

Итого: 1670, 47 руб.

В отношении Медведева А.В. мировым судьей судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ № 2а-174/2019 от 11.02.2019 г. о взыскании в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 36 146,24 руб.

29 января 2020 года Медведев А.В. обратился к мировому судье с возражением относительно исполнения судебного приказа. 29 января 2020 года судебный приказ был отменен.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мананникова А.Ю. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Медведев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался надлежащим образом.

С учетом положений ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

        Изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а-174/2019, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обосновывая заявленные требования, налоговый орган ссылается на неисполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности по уплате суммы налога на доходы физических лиц в установленный законом срок.

Фактические обстоятельства дела, изложенные в административном иске, нашли свое подтверждение на основании представленных в материалы дела документов, стороной ответчика не оспаривались, в связи с чем, признаны судом установленными.

В соответствии с ч. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Решением налогового органа № 2253 от 11.04.2018 г. Медведев А.В., по результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ (уточненная) за 2016 г., на основании ч. 1 ст. 122 НК РФ привлечен к ответственности за неуплату налога в виде штрафа в размере 21 908 руб.

В адрес налогоплательщика направлено налоговое требование № 3946 по состоянию на 07.06.2018 г. об уплате начисленной суммы штрафа, со сроком исполнения до 28.06.2018 г.

В установленный в требовании срок, сумма штрафа в доход бюджета не поступила.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрена обязанность налогового органа до обращения в суд с иском о взыскании с ответчика обязательных платежей направить ответчику требование об уплате налога.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г.              № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от              26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Как установлено материалами дела, срок для добровольного исполнения требования                     № 3946, составленного по состоянию на 07 июня 2018 г., истек 28 июня 2018 г.

Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться в суд в срок до 28 декабря 2018 года.

Как следует из материалов дела № 2а-174/2019, с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась 05 февраля 2019 г., то есть с нарушением установленного шестимесячного срока, в связи с чем, срок принудительного взыскания по данному требованию истек.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока представителем административного истца заявлено не было, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок не усматривается и в материалах дела не содержится. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока и полагает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа утратила право на принудительное взыскание с ответчика исчисленной суммы штрафа.

В части взыскания исчисленной суммы пени по налогу по доходы физических лиц в сумме 14 238,24 руб., суд полагает необходимым отметить следующее.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).

С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания.

Поскольку доказательств соблюдения установленных законом процедуры и сроков взыскания недоимки по НДФЛ, а равно как и судебного акта подтверждающего установление суммы недоимки в отношении данных платежей налоговым органом суду не представлено, в удовлетворении требований о взыскании пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц суд полагает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Медведеву Александру Владимировичу о взыскании штрафа за налоговое правонарушение; пени, начисленные за неуплату налога на доходы физических лиц.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято 12 октября 2020 года.

Дело № 2а-3430/2020

УИД 36RS0004-01-2020-003450-50

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2020 года                                                                                                      г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                Быстрянцевой В.В.,

с участием представителя административного истца по доверенности Мананниковой А.Ю.,          рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Медведеву Александру Владимировичу о взыскании штрафа за налоговое правонарушение; пени, начисленные за неуплату налога на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Медведеву А.В. о взыскании штрафа за налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 21 908,00 руб.; пени, начисленные за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 14 238,24 руб.

Мотивировав заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 228 НК РФ установлены особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов, а также порядок уплаты налога.

Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей 228 НК РФ производят, в том числе следующие категории налогоплательщиков:

- физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному НК РФ, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа проведена камеральная налоговая проверка в отношении Медведева Александра Владимировича. Основанием для проведения проверки явилась уточненная налоговая декларация (расчет) 3-НДФЛ за 2016 год, представленная налогоплательщиком в Инспекцию 27.10.2017 г. Согласно ст. 228 НК РФ налог по декларации за 2016 г. в размере 109 540,00 руб. подлежит уплате не позднее 15.07.2017 года. Налогоплательщик указанную сумму налога в сроки, установленные законодательством, не уплатил.

По результатам проверки вынесено решение № 2253 от 11.04.2018 г., согласно которому налогоплательщику необходимо уплатить штраф в размере 21 908,00 руб. Решение вступило в силу 26.05.2018 г., в досудебном или судебном порядке налогоплательщиком не обжаловалось.

В адрес налогоплательщика были направлены следующие требования:

    № 3946 по состоянию на 07.06.2018 г. об уплате штрафа по Решению № 2253 от 11.04.2018 г. в размере 21 908 00 руб. со сроком уплаты до 28.06.2018 г.;

    требование № 4412 по состоянию на 23.07.2018 г. об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 10 119,57 руб. в срок до 10.08.2018 г.;

    требование № 7530 по состоянию на 13.09.2018 г. об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1641,26 руб. в срок до 03.10.2018 г.;

    требование № 8419 по состоянию на 26.10.2018 г. об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 806,94 руб. в срок до 16.11.2018 г.;

    требование № 8797 по состоянию на 10.12.2018 г. об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1670,47 руб. в срок до 28.12.2018 г.

Налог на сумму 109 540,00 руб., а также пени по указанным выше требованиям на общую сумму 14 238, 24 руб. до настоящего момента налогоплательщиком не уплачены.

Инспекцией произведен расчет пени на задолженность по налогу на доходы физических лиц.

    Расчет пени, вошедших в требование № 4412 по состоянию на 23.07.2018 г.

за период с 18.07.2017 г. по 17.09.2017 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

62*109539,00*0,0003 = 2 037,43 руб.

за период с 18.09.2017 г. по 29.10.2017 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

42*109539*0,000283333 = 1 303, 51 руб.

за период с 30.10.2017 г. по 17.12.2017 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

49*109539*0,000275 = 1 476, 04 руб.

за период с 18.12.2017 г. по 11.02.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

56*109539*0,0002583333 = 1 584, 66 руб.

за период с 12.02.2018 г. по 25.03.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

42*109539*0,00025 = 1 150, 16 руб.

за период с 26.03.2018 г. по 30.06.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени* )

97*109539*0,000241667 = 2 567, 78 руб.

Итого: 10 119, 57 руб.

    Расчет пени, вошедших в требование № 7530 по состоянию на 13.09.2018 г.

за период с 01.07.2018 г. по 31.08.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

62*109539,00*0,000241667 = 1 641,26 руб.

Итого: 1 641, 26 руб.

    Расчет пени, вошедших в требование № 8419 по состоянию на 26.10.2018 г.

за период с 01.09.2018 г. по 16.09.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

16*109539,00*0,000241667 = 423,55 руб.

за период с 17.09.2018 г. по 30.09.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)

14*109539,00*0,00025 = 383,39 руб.

Итого: 806, 94 руб.

4) Расчет пени, вошедших в требование № 8797 по состоянию на 10.12.2018 г.

за период с 01.10.2018 г. по 30.11.2018 г.:

(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)          61*109539,00*0,00025 = 1670,47 руб.

Итого: 1670, 47 руб.

В отношении Медведева А.В. мировым судьей судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ № 2а-174/2019 от 11.02.2019 г. о взыскании в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 36 146,24 руб.

29 января 2020 года Медведев А.В. обратился к мировому судье с возражением относительно исполнения судебного приказа. 29 января 2020 года судебный приказ был отменен.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мананникова А.Ю. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Медведев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался надлежащим образом.

С учетом положений ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

        Изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а-174/2019, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обосновывая заявленные требования, налоговый орган ссылается на неисполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности по уплате суммы налога на доходы физических лиц в установленный законом срок.

Фактические обстоятельства дела, изложенные в административном иске, нашли свое подтверждение на основании представленных в материалы дела документов, стороной ответчика не оспаривались, в связи с чем, признаны судом установленными.

В соответствии с ч. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Решением налогового органа № 2253 от 11.04.2018 г. Медведев А.В., по результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ (уточненная) за 2016 г., на основании ч. 1 ст. 122 НК РФ привлечен к ответственности за неуплату налога в виде штрафа в размере 21 908 руб.

В адрес налогоплательщика направлено налоговое требование № 3946 по состоянию на 07.06.2018 г. об уплате начисленной суммы штрафа, со сроком исполнения до 28.06.2018 г.

В установленный в требовании срок, сумма штрафа в доход бюджета не поступила.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрена обязанность налогового органа до обращения в суд с иском о взыскании с ответчика обязательных платежей направить ответчику требование об уплате налога.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г.              № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от              26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Как установлено материалами дела, срок для добровольного исполнения требования                     № 3946, составленного по состоянию на 07 июня 2018 г., истек 28 июня 2018 г.

Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться в суд в срок до 28 декабря 2018 года.

Как следует из материалов дела № 2а-174/2019, с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась 05 февраля 2019 г., то есть с нарушением установленного шестимесячного срока, в связи с чем, срок принудительного взыскания по данному требованию истек.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока представителем административного истца заявлено не было, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок не усматривается и в материалах дела не содержится. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока и полагает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа утратила право на принудительное взыскание с ответчика исчисленной суммы штрафа.

В части взыскания исчисленной суммы пени по налогу по доходы физических лиц в сумме 14 238,24 руб., суд полагает необходимым отметить следующее.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).

С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания.

Поскольку доказательств соблюдения установленных законом процедуры и сроков взыскания недоимки по НДФЛ, а равно как и судебного акта подтверждающего установление суммы недоимки в отношении данных платежей налоговым органом суду не представлено, в удовлетворении требований о взыскании пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц суд полагает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Медведеву Александру Владимировичу о взыскании штрафа за налоговое правонарушение; пени, начисленные за неуплату налога на доходы физических лиц.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято 12 октября 2020 года.

1версия для печати

2а-3430/2020 ~ М-2965/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа
Ответчики
Медведев Александр Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
16.07.2020Регистрация административного искового заявления
17.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2020Предварительное судебное заседание
01.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее