Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1907/2014 ~ М-1771/2014 от 16.09.2014

Дело № 2-1907/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"21" октября 2014 года                                                                     г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

с участием помощника прокурора г. Ессентуки Дмитриевой О.С.,

истца ***,

при секретаре Микейловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ессентуки в интересах *** и несовершеннолетних ***, ***, *** к администрации г.Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании бездействия администрации г.Ессентуки незаконным, возложении обязанности на администрацию г.Ессентуки предоставить многодетной семье земельный участок для индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Ессентуки обратился в суд с иском в защиту интересов *** и несовершеннолетних ***, ***, *** к администрации г.Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании бездействия администрации г.Ессентуки незаконным, возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки предоставить многодетной семье земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании помощник прокурора Дмитриева О.С. заявленные требования поддержала и пояснила, что прокуратурой города рассмотрено обращение *** о несогласии с действиями администрации города Ессентуки, выразившимися в необеспечении ее многодетной семьи земельным участком для индивидуального жилищного строительства.

В ходе проверки установлено, что *** является матерью троих несовершеннолетних детей: ***, *** года рождения, ***, *** года рождения и ***, *** года рождения.

Указанная семья постоянно проживает на территории города Ессентуки Ставропольского края. В настоящее время они проживают по адресу: ***

*** *** обратилась в администрацию города Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду с приложением соответствующих документов.

Распоряжением Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки от *** *** *** и члены ее семьи поставлены на учет для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства под № 174.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч. 1 ст. 39).

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий, Конституция Российской Федерации тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства.

Во исполнение вышеуказанных норм Основного закона Российской Федерации абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами объектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина;

3) подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Отношения по использованию и охране земель в Ставропольском крае (земельные отношения) в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральными законами к ведению субъектов Российской Федерации, урегулированы законом Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Частью 3 ст. 12 названного нормативно-правового акта Ставропольского края установлено, что гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет.

В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 12.1 Закона № 21-кз).

При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления:

1) на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ;

2) в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.

В ходе проверки установлено, что в целях реализации положений закона органом местного самоуправления определен район индивидуальной жилой стройки в Северной части города Ессентуки определен и зарезервирован земельный участок, площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон «Северный 3», то есть на территории города Ессентуки имеются свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которых имеет администрация города Ессентуки.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством администрацией города Ессентуки должен быть предоставлен *** и членам ее семьи земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет.

Однако до настоящего времени администрацией города Ессентуки решение о предоставлении *** и членам ее семьи земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не принято; соответствующий договор аренды земельного участка не заключен.

На момент проверки администрацией города Ессентуки схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте не утверждалась и *** для выполнения кадастровых работ не выдавалась.

Прокурор города Ессентуки обращается в суд с исковым заявлением в интересах многодетной семьи *** на основании ст. 45 ГПК РФ и заявления вышеуказанной гражданки о защите семьи, материнства, юношества и детства. Просит признать бездействие администрации города Ессентуки, выразившееся в непредоставлении многодетной семье: ***, несовершеннолетним детям: ***, *** года рождения, ***, *** года рождения и ***, *** года рождения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, незаконным. Обязать администрацию города Ессентуки предоставить многодетной семье: ***, несовершеннолетним детям: ***, *** года рождения, ***, *** года рождения и ***, *** года рождения, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет после формирования земельных участков в микрорайоне Северный 3 в г. Ессентуки и предоставления многодетной семье кадастрового паспорта земельного участка, либо освобождения земельного участка в г. Ессентуки по иным основаниям.

Представитель ответчика администрации города Ессентуки по доверенности *** в судебное заседание не явилась, о слушании дела уведомлена надлежащим образом, представила суду возражения относительно заявленных требований, в которых указала следующее.

Администрация города Ессентуки считает, что требования Прокуратуры г.Ессентуки к Администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействия Администрации г. Ессентуки и возложении обязанности предоставить в аренду на 49 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства многодетной семье ***, ***, ***, ***, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании Закона Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» многодетной признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Многодетным семьям предоставляется в том числе право на бесплатное предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет.

Согласно ст. 12.1 указанного закона, в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие троих и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительства.

Орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления осуществляет: 1. проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в части 2 настоящей статьи; 2. сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду; 3. в установленном им порядке учет граждан, имеющих трех и более детей, и информирование гражданина, имеющего трех и более детей, о постановке его на учет (об отказе в постановке на учет).

Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.

*** обратилась в комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрев заявление и документы, предоставленные *** было принято распоряжение Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 28 марта 2013г. № 167-р «О принятии на учет с целью предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства».

Согласно ст. 11 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По данным комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки, на территории г.Ессентуки свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство нет, изъятие земельных участков под индивидуальное жилищное строительство за период с 01 января 2014г. по 20 октября 2014 г. не проводилось. При этом прокуратурой г. Ессентуки не представлено доказательств о наличии свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории г. Ессентуки и соответственно не принятии Администрацией г. Ессентуки действий по предоставлению имеющихся земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в аренду на 49 лет многодетной семье ***

В силу ст. 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управлении земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.

Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки представлены доказательства обращения в уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края, как того требует закон.

Кроме того, в случае отсутствия земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в границах муниципальных образований по месту жительства граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, по заявлениям этих граждан о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, подаваемым в уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального района Ставропольского края, а также в случае отсутствия земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах муниципальных образований по месту жительства граждан, указанных в части 3 настоящей статьи, по заявлениям этих граждан о предоставлении земельного участка в аренду, подаваемым в уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального района Ставропольского края, земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются: гражданам, местом жительства которых является городской округ, - в границах населенных пунктов поселений тех муниципальных районов, которые граничат с городским округом, при условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений; гражданам, местом жительства которых является поселение, входящее в состав муниципального района, - в границах населенных пунктов иных поселений данного муниципального района при условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений.

Вместе с тем, учитывая, что действующим законодательством в области социальной поддержки многодетных семей на органы местного самоуправления не возложена такая обязанность в настоящее время для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, все же ведутся работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3». На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание.

Также, на мкр. «Северный-3» разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. «Северный-3», предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая: электроснабжение - строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - 80 737,0 тыс.руб., водоснабжение - 46 371,52 тыс.руб., канализация - 75 762,0 тыс.руб., газоснабжение - 10 918,32 тыс.руб. Всего: 213 788,84 тыс.руб.

Однако, учитывая, что согласно Закону Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, за счет средств федерального бюджета, работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3» занимают большое количество времени.

Таким образом, Администрацией г. Ессентуки и Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, предусмотренные Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Просит суд в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Ессентуки о признании бездействия Администрации г.Ессентуки, выразившегося в не предоставлении многодетной семье *** земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, незаконным; возложении обязанности на администрацию г.Ессентуки предоставить многодетной семье *** земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, отказать в полном объеме.

Также в судебное заседание не явился представитель ответчика Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд уведомил.

Суд, с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

В судебном заседании истец *** поддержала требования прокурора г.Ессентуки, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно требованиям ст.4 Конституции РФ Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. То есть закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить федеральному закону и ограничивать права граждан посредством введения дополнительных условий, которые лишают гражданина права на получение социальных гарантий, установленных федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч.1 ст.39). Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий, Конституция Российской Федерации, тем самым, предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.

Подпунктом 6 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства.

Абзацем 2 п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 14 июня 2011г. №138-ФЗ «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»).

Из содержания данной нормы усматривается, что законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Согласно требованиям ст.54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Семейное законодательство Российской Федерации не определяет понятие многодетной семьи. В связи с этим, основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус такой семьи, является Указ Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В соответствии с ним, субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи. При этом понятие «многодетная семья» определяется с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Согласно ст.1 закона Ставропольского края №123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (с изменениями, внесенными законом Ставропольского края от 11 декабря 2012г. №110-кз (в редакции 15 февраля 2013г.) многодетной признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Статьей 3 указанного закона предусмотрены меры социальной поддержки многодетных семей, одной из которых является бесплатное предоставление земельных участков в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.

Статьей 4 данного закона определен порядок предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, согласно которой порядок бесплатного предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется законом Ставропольского края от 12 апреля 2010г. №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

В силу требований закона Ставропольского края №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).

В связи с внесением изменений в Закон Ставропольского края от 12 апреля 2010г. №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» относительно порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, ст.12 указанного закона предусматривает, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, для индивидуальною жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. Предоставлением земельных участков по настоящему основанию осуществляется однократно.

Как следует из материалов дела *** обратилась в Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрев заявление и документы, предоставленные ***, было принято распоряжение Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 22 мая 2013 г. № 298-р «О принятии на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства».

В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставления земельного участка в аренду в орган местного самоуправления (ч.1 ст.12.1 закона Ставропольского края №21-кз). При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.

Согласно справке, выданной председателем комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки *** от ****** на территории г. Ессентуки свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не имеется, изъятие земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не проводилось.

При этом прокуратурой г.Ессентуки не представлено доказательств наличия свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории г.Ессентуки и не принятии администрацией г.Ессентуки действий по предоставлению имеющихся земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в аренду на 49 лет семье ***

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Ессентуки и Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки бездействия, выразившегося в непредоставлении многодетной семье *** земельного участка под индивидуальное жилищное строительство сроком на 49 лет, допущено не было.

Так, в целях реализации положений Федерального и Краевого законодательства, администрацией г. Ессентуки, для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3». На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. «Северный-3» разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой.

В силу ст. 122 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. № 21-кз в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками находящимися в собственности Ставропольского края, для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.

Генеральным планом г.Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон «Северный 3». На данную территорию разработан Проект Детальной Планировки (ПДП), выполненный в соответствии с требованиями СП по застройке городских территорий. ПДП включает в себя: земельные участки жилой застройки, социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру, дороги, подъезды, места отдыха и занятия спортом и т. д.). Проект детальной планировки выполнен специализированной проектной организацией, имеющей лицензию и состоящей в СРО. Проект детальной планировки - не является проектом межевания. Межевые работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ. ПДП был передан в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки - для дальнейших работ, связанных с межеванием.

Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки представлены доказательства неоднократного обращения в уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края, как того требует закон, что подтверждается копиями ответов Министерства имущественных отношений Ставропольского края.

Таким образом, администрацией г. Ессентуки и комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, предусмотренные Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что семье *** не отказано в предоставлении земельного участка. В настоящее время проводятся подготовительные работы с целью формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, в том числе, семье ***

Таким образом, органом местного самоуправления осуществляется деятельность по исполнению вышеуказанного закона с соблюдением порядка и условий, при которых многодетная семья может реализовать свое право.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Ессентуки в защиту интересов семьи *** к администрации г. Ессентуки, комитету по муниципальной собственности, о признании бездействия администрации г. Ессентуки, незаконным являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В то же время, принимая во внимание, что администрацией г. Ессентуки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3», для предоставления земельных участков многодетным семьям, суд приходит к выводу, что в части возложения обязанности предоставить земельный участок, требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, работы по формированию территории микрорайона «Северный-3», не завершены.

Согласно п.4 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). 2) предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина. 3) подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Утверждение проектов планировки предусмотрено положениями статей 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков на которых расположены объекты капитального строительства необходима подготовка документации по планировке территории, которой также будет предусмотрено размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, границ зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.

Для проектно-изыскательских работ, разработки проекта планировки территории вышеуказанных участков и прокладку инженерных коммуникаций к районам застройки и, соответственно, к земельным участкам требуется финансирование. На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. «Северный-3» разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. «Северный-3», предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая: Электроснабжение - строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - 80 737,0 тыс.руб., водоснабжение - 46 371,52 тыс.руб., канализация - 75 762,0 тыс.руб., газоснабжение - 10 918,32 тыс.руб. Всего: 213 788 840 рублей. Согласно утвержденного Плана мероприятий, финансирование планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов муниципальных образований Ставропольского края.

Как следует из п. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, для предоставления земельного участка семье истцов необходимо, чтобы указанный земельный участок был сформирован, определены его границы, он должен быть поставлен на кадастровый учет, подлежат выполнению все требования земельного и градостроительного законодательства.

Согласно Закона Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. № 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, за счет средств федерального бюджета.

Законом Ставропольского края от 8 февраля 2012 г. № 12-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закон Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. № 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", был дополнен статьями 12.1 и 12.2. В соответствии с п.1 ст. 12.2. в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками находящимися в собственности Ставропольского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края), для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.

Согласно письму Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ***г. № ***, направленному в адрес Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки, на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки свободных земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, предназначенных для предоставления под индивидуальное жилищное строительство не имеется.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010г. №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

Как отмечено выше, Генеральным планом г.Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон «Северный 3», следовательно, имеется возможность для предоставления земельного участка семье ***, но после выполнения требований закона по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

С учетом представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора г. Ессентуки в интересах *** и несовершеннолетних ***, ***, *** в части возложения обязанности на администрацию г. Ессентуки по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, после формирования земельных участков в микрорайоне «Северный-3» *** и предоставления многодетной семье *** кадастрового паспорта земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора г.Ессентуки в интересах *** и несовершеннолетних ***, ***, *** к администрации г. Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании бездействия администрации г. Ессентуки незаконным, возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки предоставить многодетной семье земельный участок для индивидуального жилищного строительства, удовлетворить частично.

Обязать администрацию г.Ессентуки предоставить многодетной семье: *** и несовершеннолетним ***, ***, ***, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет после формирования земельных участков в микрорайоне Северный 3 г. Ессентуки и предоставления *** кадастрового паспорта земельного участка, либо освобождения земельного участка в г. Ессентуки по иным основаниям.

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Ессентуки в интересах *** и несовершеннолетних ***, ***, *** к администрации г.Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании бездействия администрации г. Ессентуки незаконным, отказать.

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.

Председательствующий                                                                                Е.В. Иванова

2-1907/2014 ~ М-1771/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Ессентуки
Романова Анна Анатольевна
Другие
Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки
Администрация г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Иванова Елена Владимировна
Дело на странице суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
16.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2014Передача материалов судье
19.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2014Судебное заседание
27.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2017Дело оформлено
22.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее