дело № 2-475/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
с участием истца Гришакова Б.А.,
представителя ответчика – ОАО «Российские железные дороги» в лице Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» Евдокимовой Е.И.,
представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области (межрайонное) Симоненковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришакова Б.А. к ОАО «Российские железные дороги» в лице Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД», Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (межрайонное) о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Гришаков Б.А. обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД», Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (межрайонное) о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование требований указал, что на основании решения Вяземского районного суда Смоленской области от 4 апреля 2017 года, с учетом апелляционного определения Смоленского областного суда от 24 октября 2017 года, ему ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области была назначена досрочная трудовая пенсия по старости с 9 марта 2017 года в размере 12 183 рублей 16 копеек.
Однако при его увольнении в нарушение Трудового кодекса РФ и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работодатель сделал неправильную запись в трудовой книжке, а именно не засчитал в страховой стаж неиспользованную часть его ежегодного очередного отпуска, который полагался по закону – с 29 сентября по 26 октября 2017 года, то есть 28 календарных дней, а Управление Пенсионного Фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области при расчете пенсии также незаконно не учло указанный период работы.
Ссылаясь на данные обстоятельства, просит: обязать Вяземскую дистанции пути Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» изменить запись в его трудовой книжке, включив в нее период работы в Вяземской дистанции пути Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с 29 сентября по 26 октября 2017 года; обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области включить в страховой стаж период работы в Вяземской дистанции пути Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с 29 сентября по 26 октября 2017 года и произвести перерасчет пенсии по старости за период работы с 29 сентября по 26 октября 2017 года в связи с увеличением за указанный период работы индивидуального пенсионного коэффициента.
В судебном заседании истец Гришаков Б.А. требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - ОАО «Российские железные дороги» в лице Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» Евдокимова Е.И. исковые требования не признала, просит в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. 67-69), согласно которым Гришаков Б.А. с 28 сентября 2017 года был уволен по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации), что подтверждается приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № ХХХ от 28 сентября 2017 года, на основании которого Гришакову Б.А. была выплачена денежная компенсация отпуска за 18,67 дней. Впоследствии, 28 февраля 2018 года проведена внеплановая проверка Государственной инспекцией труда в Смоленской области, в ходе которой выявлено нарушение требований ст.ст. 22, 127 ТК РФ и п. 28 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно при увольнении в связи с сокращением численности или штата, Гришакову Б.А. выплачена денежная компенсация за 18,67 дней, а не за 28 дней. В связи с чем, Государственной инспекцией труда в Смоленской области вынесено предписание № ХХХ от 28 февраля 2018 года, согласно которому ОАО «РЖД» обязано было начислить и выплатить Гришакову Б.А. денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска в полном объеме – 28 календарных дней. На основании указанных выше приказа и предписания, истцу была начислена и выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск. При этом Гришаков Б.А. письменного заявления о предоставлении ему неиспользованного отпуска не подавал, а законодательством предусмотрено включение в период работы лишь ежегодного оплачиваемого отпуска. Также в соответствии со ст. 392 ТК РФ просит применить последствия пропуска истцом срока исковой давности в части требований, предъявленных к Вяземской дистанции пути Смоленского отделения МЖД филиала ОАО «РЖД» (л.д.41-42). Так Гришаков Б.А. был уволен 28 сентября 2017 года, своевременно ознакомлен с приказом об увольнении и в день увольнения 28 сентября 2017 года ему была выдана трудовая книжка; с исковым заявлением обратился в суд 28 января 2020 года, то есть спустя 2 года 4 месяца.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (межрайонное) Симоненкова М.М. исковые требования не признала, просит в иске отказать ввиду отсутствия оснований для включения требуемой истцом записи в трудовую книжку и, соответственно, оснований для осуществления перерасчета пенсии, так как фактически отпуск Гришакову Б.А. работодателем не предоставлялся, как не предоставлялся и отпуск с последующим увольнением. Истцу была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Также, за период работы в 2017 году перерасчет пенсии произведен в августе 2018 года.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
По смыслу ст. 127 ТК РФ предоставление работнику неиспользованных отпусков при увольнении является альтернативой выплаты денежной компенсации за такие отпуска. Если при расчете компенсации учитывается количество дней отпуска, пропорциональное отпускному стажу, то и при определении продолжительности отпуска с последующим увольнением следует исходить из того же принципа.
Определением продолжительности отпуска с последующим увольнением как числа дней ежегодного отпуска, на которые работник приобрел право к моменту увольнения, но еще не использовал, полностью соответствует положениям Конвенции № 132 Международной организации труда об оплачиваемых отпусках.
В статье 11 названной Конвенции определено, что работнику после прекращения трудовых отношений с данным работодателем предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который ему не было предоставлено отпуска, или же выплачивается денежная компенсация.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с положениями п. 48 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условий представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п. 49 указанных Правил).
Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
Судом установлено и следует из материалов дела, Гришаков Б.А. работал в должности монтера пути Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Московской дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (л.д.5-11).
Согласно справке Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (межрайонное) № ХХХ от 1 февраля 2018 года Гришаков Б.А., дд.мм.гггг. года рождения, состоит на учете в Управлении ПФР в Вяземском районе Смоленской области (межрайонное) и ему установлена пенсия по старости с 9 марта 2017 года бессрочно (л.д. 12).
С уведомлением о предстоящим увольнении в связи с сокращением численности (штата) от 7 июня 2017 года Гришаков Б.А. был ознакомлен 14 июля 2017 года, один экземпляр которого им был получен в этот же день (л.д. 70-71).
На основании приказа № ХХХ от 28 сентября 2017 года начальника Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Московской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), монтер пути 5 разряда бригады по неотложным работам Линейного участка № 2 Эксплуатационного участка № 3 станция Вязьма (I участок) Гришаков Б.А. был уволен 28 сентября 2017 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации (л.д 43). В указанном приказе имеется дополнение о выплате компенсации 18,67 дней отпуска за период с 7 февраля по 28 сентября 2017 года.
28 февраля 2020 года Государственной инспекцией труда в Смоленской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Вяземской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» по обращению Гришакова Б.А. по факту нарушения его трудовых прав в части невыплаты материальной помощи к компенсации отпуска при увольнении, выплаты компенсации при увольнении не всех дней отпуска, в ходе которой было установлено, что в нарушении требований ст. ст. 22, 127 ТК РФ и п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР № 169 от 30 апреля 1930 года при увольнении в связи с сокращением численности или штата, Гришакову Б.А. выплачена денежная компенсация за 18,67 дней, а не за 28 дней (л.д. 74-76).
По результатам проведенной вышеуказанной проверки Государственной инспекцией труда в Смоленской области 28 февраля 2018 года ОАО «РЖД» выдано предписание № ХХХ, обязывающее в срок до 30 марта 2018 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно начислить и выплатить Гришакову Б.А. денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска в полном объеме в соответствии с Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР № 169 от 30 апреля 1930 года (л.д. 59).
На основании приказа № ХХХ от 23 марта 2018 года Вяземской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» согласно вышеназванному предписанию от 28 февраля 2018 года Гришакову Ю.А. начислена и выплачена денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска в полном объеме (9,33 дней отпуска) (л.д. 62,65,66).
В судебном заседании истец пояснял, что на имя работодателя писал заявление о предоставлении неиспользованного отпуска при сокращении его должности, однако в этом ему было отказано.
Между тем документов, подтверждающих указанные обстоятельства, материалы дела не содержат.
При вышеназванных обстоятельствах, оценив представленных сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, поскольку ответчик - ОАО «Российские железные дороги» в лице Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» полностью исполнил перед истцом свои обязательства, денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в связи сокращением штатной должности Гришакову Б.А. произведена в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на Вяземскую дистанции пути Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» обязанности изменить запись в его трудовой книжке, включив в нее период работы в Вяземской дистанции пути Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с 29 сентября по 26 октября 2017 года.
Ответчиком - ОАО «Российские железные дороги» в лице Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).
Истец просит изменить запись в его трудовой книжке, включив в нее период работы в Вяземской дистанции пути Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с 29 сентября по 26 октября 2017 года.
Гришаков Б.А. уволен 28 сентября 2017 года, в этот же день ознакомлен с приказом об увольнении, получил на руки трудовую книжку (л.д.43,44-45), с исковым заявлением обратился в суд 28 января 2020 года (л.д.1), то есть за пределами установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока обращения в суд за защитой индивидуального трудового спора.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»), истцом не представлено, на данные обстоятельства истец не ссылался, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлял, в связи с чем у суда не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине
Принимая во внимание, что пропуск срока, предусмотренного ч. 1 ст. 392 ТК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права, о чем было заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием к отказу в иске, суд и по данному основанию отказывает Гришакову Б.А. в удовлетворении требований, предъявленных к ОАО «Российские железные дороги» в лице Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД», о возложении обязанности изменить запись в его трудовой книжке, включив в нее период работы в Вяземской дистанции пути Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с 29 сентября по 26 октября 2017 года.
Требования истца о возложении на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области обязанности включить в страховой стаж период работы в Вяземской дистанции пути Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с 29 сентября по 26 октября 2017 года и произвести перерасчет пенсии по старости за период с 29 сентября по 26 октября 2017 года в связи с увеличением за указанный период работы индивидуального пенсионного коэффициента являются производными от требований, предъявленных к ОАО «Российские железные дороги» в лице Вяземской дистанции пути – структурного подразделения Смоленского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД», в удовлетворении которых суд отказывает, в связи с чем они также не подлежат удовлетворению.
Также суд считает необходимым отметить, что доказательств обращения Гришакова Б.А. в установленном законом порядке в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии при одновременном предоставлении всех необходимых документов суду не представлено, такое заявление в материалах дела отсутствует.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
18.05.2020 – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░,
22.05.2020 – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
23.06.2020 – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░