Дело № 2-209/11г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 марта 2011 года Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Кокина В.А.
При секретаре: Белицкой Н.В.
С участием прокурора: Бочка Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новопластуновского сельского поселения Павловского района о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павловского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новопластуновского сельского поселения Павловского района о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий.
Указывает, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В ходе проверки установлено, что на территории Новопластуновского сельского поселения находится 2 объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения и 1 объект культурного наследия (памятник истории и культуры) местного (муниципального) значения, в отношении которых нарушены требования законодательства о защите объектов культурного наследия.
Объекты культурного наследия регионального значения в соответствии с Законом Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края» отнесены к объектам, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, однако в отношении указанных объектов не оформлены, документы, предусмотренные Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Объект культурного наследия местного значения не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статьей 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально - технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
К источникам финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия помимо прочих относится и местный бюджет (ст. 13 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании ч.1 ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
Поскольку в отношении объектов культурного наследия, располагающихся на территории поселения, не имеется заключений государственной историко-культурной экспертизы, документов, подтверждающих право собственности на них, а также земельные участки, на которых находятся объекты культурного наследия, указанное не позволяет обеспечить их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие историко-культурного наследия, защиту и восстановление историко-культурной среды обитания и сохранение источников информации о развитии истории и культуры, а также нарушает имущественные и неимущественные права населения соответствующего поселения.
Большинство объектов культурного наследия требуют косметического и капитального ремонта, поселением не приняты программы по сохранению памятников культуры.
Под сохранением объектов культурного наследия понимается комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ, направленных на приспособление объекта культурного наследия для своевременного использования, а также научно - исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно - методического руководства, технического и авторского надзора (ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Кроме того, утрачена физическая целостность памятника М.И.Калинину, 1954г., ранее располагавшегося в ст. Новопластуновской, у здания СХП «Новопластуновское» в Новопластуновском сельском поселении.
Указанный памятник в соответствии с Законом Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края» отнесен к объектам, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и значатся в перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Согласно ч.2 ст. 23 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в случае полной физической утраты объекта культурного наследия осуществляется исключение объекта культурного наследия из реестра.
Однако, органами местного самоуправления поселения меры к исключению утратившего физическую целостность объекта не приняты.
В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления в нарушение ч.2 ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не принят правовой акт, определяющий порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного значения.
Выявленными нарушениями ущемляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов историко-культурного наследия, интересы настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, возможность сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины.
Указанное в силу ст. 45 ГПК РФ дает прокурору право обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Бочка Н.В. изменила заявленные требования, просит признать незаконным бездействие администрации Новопластуновского сельского поселения по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия. Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения принять меры к получению заключения государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия, оформлению права собственности на объект культурного наследия в отношении следующего объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения: памятник М.И. Калинину, расположенный в ст. Новопластуновской, у здания правления
колхоза им. Калинина. Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения представить в орган государственной власти для принятия решения о включении объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, в отношении следующего объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: могила воина-афганца Ф.Б. Найденова, расположенная в ст. Новопластуновской. Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения
принять правовой акт, определяющий порядок установки информационных
надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного значения. Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения принять меры к получению охранных обязательств на вышеуказанные памятники культурного наследия регионального и местного значения. Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения
принять меры к исключению из реестра утратившего физическую целостность
объекта культурного наследия - памятник М.И. Калинину, 1954 г. (ранее располагавшийся в ст. Новопластуновской, у здания СХП «Новопластуновское»).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в прошлом судебном заседании заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, имеется отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Так, на территории Новопластуновского сельского поселения находятся объекты культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения и объект культурного наследия (памятник истории и культуры) местного (муниципального) значения, в отношении которых нарушены требования законодательства о защите объектов культурного наследия.
В отношении объектов культурного наследия регионального значения не оформлены документы, предусмотренные Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Объект культурного наследия местного (муниципального) значения не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (ч.3 ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в уполномоченный орган ряд документов, к которым помимо прочих относятся: заключение государственной историко-культурной экспертизы; сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия; сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия (ст. 17 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Органом местного самоуправления поселения не в полной мере выполняются полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, поскольку меры к установлению права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся на территории поселения органами местного самоуправления не принимаются.
Бездействие администрации сельского поселения в отношении объектов культурного наследия может повлечь за собой их разрушение либо изменение облика и интерьера и в конечном итоге утрату указанных объектов.
Органом местного самоуправления не принят правовой акт, определяющий порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного значения. Кроме того, органом местного самоуправления в соответствии с п.4 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ не оформлены охранные обязательства на памятники культурного наследия регионального и местного значения.
Также, органом местного поселения меры к исключению утратившего физическую целостность объекта - памятника М.И.Калинину, 1954г., ранее располагавшегося в ст. Новопластуновской, у здания СХП «Новопластуновское» в Новопластуновском сельском поселении, не приняты.
В соответствии с ч.2 ст. 23 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в случае полной физической утраты объекта культурного наследия осуществляется исключение объекта культурного наследия из реестра.
Данное заявление предъявлено прокурором в защиту неопределенного круга лиц. Неисполнение требований законодательства нарушает права граждан, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, служит основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 45, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Новопластуновского сельского поселения по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.
Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения принять меры к получению заключения государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия, оформлению права собственности на объект культурного наследия в отношении следующего объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения: памятник М.И. Калинину, расположенный в ст. Новопластуновской, у здания правления колхоза им. Калинина.
Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения представить в орган государственной власти для принятия решения о включении объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, в отношении следующего объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: могила воина-афганца Ф.Б. Найденова, расположенная в ст. Новопластуновской.
Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения принять правовой акт, определяющий порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного значения.
Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения принять меры к получению охранных обязательств на вышеуказанные памятники культурного наследия регионального и местного значения.
Понудить администрацию Новопластуновского сельского поселения принять меры к исключению из реестра утратившего физическую целостность объекта культурного наследия - памятник М.И. Калинину, 1954 г. (ранее располагавшийся в ст. Новопластуновской, у здания СХП «Новопластуновское»).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Павловский районный суд в течение 10 дней с момента провозглашения.
Председательствующий: