Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2019 ~ М-11/2019 от 17.01.2019

Дело № 2-52/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 27 февраля 2019 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Сущевской Е.А.,

при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, администрации Лахденпохского муниципального района и администрации Хийтольского сельского поселения о признании договора аренды заключенным и возложении обязанности по проведению государственной регистрации договора аренды земельного участка,

у с т а н о в и л:

П.С.В. обратилась в суд с иском, поданным в ее интересах С.А.Н., к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее Управление) о признании договора аренды земельного участка заключенным и о возложении обязанности по проведению государственной регистрации договора аренды земельного участка.

Заявленные требования мотивированы тем, что между администрацией Хийтольского сельского поселения (далее – АХСП) и истцом 18.12.2015 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером . Участок сформирован из земель государственной собственности с разрешенным видом «дачное хозяйство». Для заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером истцом была обеспечена подготовка всех необходимых документов, таких как акт выбора, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, межевой план. Также истец обращалась в уполномоченные органы с соответствующими заявлениями для заключения данного договора. С целью проведения регистрационных действий документы были направлены в подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия – межмуниципальный отдел по Сортавальскому, Питкярантскому и Лахденпохскому районам. Истцом получено уведомление о приостановлении государственной регистрации, а позднее отказ в регистрации договора аренды на земельный участок в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлено решение (постановление) АХСП о передаче земельного участка в аренду. Государственным регистратором в АХСП 22.06.2016 и повторно 22.07.2016 направлялись межведомственные запросы с целью получения соответствующего документа, который предоставлен не был. 27.03.2017 и 01.02.2018 истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду для дачного хозяйства. Министерство отказало в предоставлении данного участка в аренду на основании того, что использование земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» предполагает использование земли в сельскохозяйственных целях, и не исключает возможности осуществления гражданином запрещенных водным законодательством действий, что может повлечь нарушение установленных ст. 65 ВК РФ ограничений по использованию земельного участка в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта, в то время как использование земель не по целевому назначению противоречит положениям ст. 7 ЗК РФ. Все необходимые действия со стороны истца, направленные на заключение договора аренды, были предприняты. В связи с многократно менявшейся обстановкой в земельном законодательстве и из-за неоднократных передач полномочий в области земельных правоотношений от одного органа другому, были допущены отступления в оформлении документов со стороны АХСП.

На основании изложенного и ссылаясь на п. 12 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 21.07.1997 № 218-ФЗ, ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации, истец просил суд признать договор аренды от 18 декабря 2015 года земельного участка с кадастровым номером заключенным, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия произвести государственную регистрацию данного договора аренды.

Определением Лахденпохского районного суда от 05.02.2019 по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Лахденпохского муниципального района и администрация Хийтольского сельского поселения.

В судебном заседании истец П.С.В., извещенная надлежащим образом, отсутствовала.

Представитель истца, действующий на основании доверенности С.А.Н., иск поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – представитель администрации Лахденпохского муниципального района, действующая по доверенности, М.О.В., в судебном заседании полагала, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, учитывая, что договор аренды земельного участка до настоящего времени в установленном законом порядке не зарегистрирован, земельный участок находится в 200 метровой водоохраной зоне.

Представители ответчиков – Управления, администрации Хийтольского сельского поселения, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представителем ответчика - Управления направлен отзыв по иску. Согласно отзыву указали, что в срок до 21.07.2016 причины, препятствующие государственной регистрации договора аренды, истцом устранены не были, в связи с чем Управление было вынуждено отказать в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка. Учитывая, что истцом не был соблюден порядок заключения договора аренды, требования удовлетворению не подлежат.

Представители заинтересованных лиц - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, МКУ «Комитет по земельным и имущественным отношениям» извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представителем Министерства направлен отзыв, согласно которому полагали требования истца не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным Управлению.

Выслушав позиции лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В силу положений ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки.

В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ и п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, заключенный сроком на один год и более, подлежит государственной регистрации.

Согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) установлена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п.п. 3, 4, 5 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В судебном заседании установлено, что 18 декабря 2015 года между администрацией Хийтольского сельского поселения и П.С.В. подписан договор аренды земельного участка земельного участка (далее – Договор) из земель государственно собственности с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, район <адрес>, <адрес> для дачного строительства.

Согласно п. 9.1 Договора арендатор обязан в месячный срок после подписания договора осуществить его регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

08 июня 2016 года ответчик обратилась в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением о проведении государственной регистрации Договора.

21.07. 2016 на основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122) государственная регистрация была приостановлена, а 22.08.2016 в регистрации было отказано на основании абзацев 4, 10. 13 п. 1 ст. 20 Закона № 122 по причине того, что на государственную регистрацию не представлено решение (постановление) Администрации Хийтольского сельского поселения о предоставлении П.С.В. земельного участка в аренду.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171), в случае, если до дня вступления в силу Закона № 171 органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 171) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со ст.ст. 30, 38, 38.1 и 38.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 171).

Согласно п.п. 3 п. 7 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передачи земельного участка в аренду.

В соответствии с п. 2 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В пункте 11 указанной статьи предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом один статьи 34 Закона № 171 установлено, что до 01.01.2018 предоставление участка лицу на основании заявления без проведения торгов возможно только в случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В соответствии с п.6 ст.43 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации местной администрации.

Порядок заключения договора аренды истцом соблюден не был, решения АХСП о предоставлении П.С.В. спорного участка в аренду не имелось, в связи с чем Управлением было отказано П.С.В. в осуществлении государственной регистрации спорного земельного участка.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, район <адрес>, <адрес> для дачного строительства, не может быть признан заключенным, поскольку указанный договор не прошел обязательную процедуру государственной регистрации.

В судебном заседании установлено, что истец обращалась 27.03.2017 и 01.02.2018 с заявлениями в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – «дачное хозяйство».

Из ответов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на указанные заявления следует, что испрашиваемый П.С.В. земельный участок расположен в пределах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта (Ладожского озера). В судебном заседании представитель истца подтвердил, что испрашиваемый земельный участок находится на расстоянии более 20 метров от Ладожского озера, но в пределах 200 метровой прибрежной защитной полосы.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно, в том числе нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п.п. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу ч. 13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Согласно ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 данной статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 данной статьи.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ведение личного подсобного хозяйства в прибрежной защитной полосе Ладожского озера может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, поскольку, не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли.

Кроме того, ст.81 ЗК РФ, предусматривающая предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного строительства, утратила силу с 01.03.2015 в соответствии с Законом №171-ФЗ. Предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований П.С.В. у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течении одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

    

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2019.

2-52/2019 ~ М-11/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Плитко С.В.
Ответчики
Администрация Хийтольского сельского поселения
Администрация Лахденпохского муниципального района
УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Другие
МКУ " "Комитет по земельным и имущественным отношениям"
Сутягин А.Н.
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
17.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2019Передача материалов судье
22.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.02.2019Предварительное судебное заседание
27.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2019Дело оформлено
05.04.2019Дело передано в архив
22.04.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.04.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.05.2019Судебное заседание
16.05.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее