Дело 2-661/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- 15 декабря 2014 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре --3
с участием:
истца --4, представителя ответчика администрации -- --5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению --1 к администрации -- об обязании администрации -- включить его в список граждан, пострадавших результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд обязать администрацию -- включить его в список граждан, пострадавших результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта. В обоснование предъявленных требований указал следующее.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – обильного выпадения осадков, на территории Новокиевского сельсовета --, его дом, расположенный по адресу: -- был подтоплен.
В результате подтопления пострадал дом, а именно: появились трещины на несущих конструкциях стен от карниза до фундамента, размыты отмостки здания.
Принимая во внимание факт порчи принадлежащего имущества, он обращался в администрацию -- с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на цели капительного ремонта.
Однако в выплате было отказано. -- мотивировала свой отказ, в связи с тем, что не установлена причинно-следственная связь повреждений несущих конструкций в связи с прошедшим наводнением в период со --.
Поскольку дом, в котором он проживает, пострадал в июле-августе 2013 года в результате обильного выпадения осадков, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагает, что имеет право на меры социальной поддержки на цели капитального ремонта.
Представитель ответчика администрации -- – --5 в письменном отзыве по существу заявленных требований истца возражал, полагая, об отсутствии оснований для их удовлетворения, так как отсутствует причинно-следственная связь между повреждением и произошедшим наводнением.
От Министерства строительства и архитектуры -- возражений по существу заявленных требований в суд не поступило, просили рассмотреть дело без его участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела третьего лица - Министерства строительства и архитектуры --.
В судебном заседании --7, настаивая на удовлетворении иска, привел доводы, указанные в иске, дополнил, что он постоянно проживает с супругой в пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году жилом помещении. Жилой дом по -- на праве собственности принадлежит ему. В данном жилом помещении он постоянно проживает длительное время, право собственности зарегистрировано в 2012 году на основании решения суда. В 2013 году в результате ливневых дождей поток воды проходил через приусадебный участок и жилое помещение. В результате ливневых дождей жилое помещение было повреждено. Вода находилась под домом длительное время, половые балки находились в воде, но пол затоплен не был. Вследствие переувлажнения почвы под домом, дом просел, стены полопались, на несущей стене появилась щель 7 см., штукатурка стала отваливаться, обои пришли в негодность, полы стали неровными, плинтуса отошли от стен. В жилом помещении стало сыро, холодно. Жилое помещение содержалось в надлежащем состоянии, до чрезвычайной ситуации, повреждений, указанных в акте обследования, не было.
Просит суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации --, действующий на основании доверенности --5, исковые требования не признал полагает отказ администрации -- законным и обоснованным в связи с тем, что не установлена причинно-следственная связь повреждений жилого дома и произошедшим наводнением.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от -- -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. от --), трансферты могут быть направлены только на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, а также являющихся собственниками жилых помещений либо муниципальным образованиям с целью оказания мер поддержки гражданам, проживавшим в поврежденном жилом помещении на основании договора социального найма на момент ввода режима чрезвычайной ситуации на территории --.
-- был издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», действующий в настоящее время.
-- -- во исполнение пункта 6 указа Президента РФ -- от -- было принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
-- от -- -- (далее Закон) «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта» - определены соответствующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - чрезвычайная ситуация), в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (далее социальная выплата на капитальный ремонт).
Статьей 2 Закона определено понятие повреждение жилого помещения - это жилое помещение, в отношение которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с правилами ст. 3 Закона Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением -- от -- -- утвержден Порядок расходования субвенций областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее Порядок).
В соответствии с названным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является Министерство строительства и архитектуры --.
Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету -- в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от -- --.
Анализ приведенных нормативно правовых актов позволяет суду считать, что в создавшейся спорной ситуации правовыми условиями для реализации права истца на социальную поддержку, как лица пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 год на территории Новокиевского сельсовета --, и включения его в списки для социальной выплаты, за счет бюджетных средств на капитальный ремонт поврежденного в связи крупномасштабным наводнением жилого помещения, необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о постоянном проживание лица в поврежденном в результата ЧС домовладение, наличие на его вещных прав, и отсутствие у лица другого жилья, пригодного для проживания.
Распоряжением губернатора -- от -- ---р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением ---р от -- на территории -- было объявлено чрезвычайное положение. Решением -- от -- режим чрезвычайной ситуации на территории -- был отменен.
Распоряжением -- от -- главы администрации -- «О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащем сносу или реконструкции пострадавшего в результате наводнения на территории Мазановского сельсовета» создана межведомственная комиссия.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 97/--6 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от -- --, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от -- -- различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Судом установлено, что в период августа-сентября 2013 года в связи с выходом из берегов реки Зея, сопровождающееся обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета имело место опасное гидрологическое явление в виде наводнения, обильного выпадения осадков на территории --.
Согласно акту обследования помещения -- от --, и заключению межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенная Распоряжением администрации -- -- – р от --, - состояние жилого дома – Дом одноэтажный, двухквартирный, квартира трехкомнатная с кухней. --
89,5 кв.м., 1990 года постройки. Фундамент – бетонный ленточный, отмостка возле дома отсутствует. Цоколь здания частично разрушен. Наружные и внутренние стены – из кирпича, наблюдается трещина на несущей стене от карниза до фундамента (ширина раскрытия до 6-7 см.), разрыв обоев. Перегородки – из кирпича, наблюдаются трещины на перегородках. Чердачное перекрытие – из сборных железобетонных плит, наблюдается деформация перекрытия, повреждение плиток потолка. Крыша - 2-х скатная. Кровля из шифера. Окна – простые деревянные. Двери – простые, деревянные, металлические. Полы деревянные дощатые по деревянным лагам и настилом из досок. Внутренняя отделка – штукатурка с известковой окраской стен, потолка. Отопление – печное, водяное. Водопровод – отсутствует. Электроснабжение, централизованное от существующих сетей. На момент обследования жильцами производился ремонт.
Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: основание, фундаменты - состояние ограничено работоспособное; наружные и внутренние стены – состояние ограниченно-работоспособное; перегородки – состояние ограничено-работоспособное; перекрытия, покрытия – состояние ограниченно-работоспособное; окна и двери – состояние ограничено-работоспособное; полы – состояние ограничено-работоспособное.
Комиссия пришла к выводу о том, что жилое помещение, общей площадью 89,5 кв.м., расположенное в одноэтажном, двухквартирном жилом доме по адресу: -- нуждается в проведении капитального ремонта.
Заключением -- от -- комиссия на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, установила факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления утраченных эксплуатационных характеристик жилого помещения, по адресу: --, в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к жилому помещению и приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта.
Как следует из материалов дела, --7, обратившись в суд с указанным иском, полагал о наличии у него права пострадавшего лица в результате ЧС в августе-сентябре 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, на включение в списки граждан для оказания ему социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте жилого помещения, расположенного по адресу; --, подвергнутого подтоплению.
Представленными суду доказательствами, подтверждается постоянное проживание истца в жилом помещении по --, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года на территории Новокиевского сельсовета -- и требующее проведение капитального ремонта, а также отсутствии у --7 на момент чрезвычайной ситуации другого жилья, пригодного для проживания.
Так, из представленного суду истцом свидетельства о государственной регистрации права (-- от --), следует, что на основании решения Мазановского районного суда -- от -- --, --1, является собственником квартиры, общей площадью 89,5 кв.м., расположенной по адресу --.
Согласно копии паспорта --1, последний был зарегистрирован в -- --.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что --1, длительное время постоянно проживает в --.
Согласно технического паспорта, составленному по состоянию --, процент износа жилого помещения составил 42 %, фундамент 7,20 %, стены 8,55 %, полы 3,60 %.
Наличие повреждений жилому дому, указанных в акте обследования помещения -- от -- межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в техническом паспорте не имеется.
Факт нахождения в собственности --7 жилого дома, расположенного по адресу -- установлен судом, на основании совокупности представленных доказательств по делу. Право собственности на жилой дом ни кем не оспаривается, другого жилья пригодно для проживания истец не имеет, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, судом установлено, что --7 на момент чрезвычайной ситуации - наводнения со -- на территории -- постоянно проживал по --, иного пригодно для проживания жилья не имеет. Факт повреждения данного жилого дома в результате чрезвычайной ситуации и необходимость проведения капитального ремонта данного объекта подтверждается выданным межведомственной комиссией актом обследования помещения от --.
Кроме того, помимо оказания помощи собственникам поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений (в виде предоставления жилого помещения или выплаты на строительство (приобретение) жилья взамен утраченного пунктом 7 Правил предоставления из федерального бюджета Амурской и Магаданской областей -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года предусмотрена возможность предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйственных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.
Предоставление таких трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации ряда установленных пунктом 5 Правил условий, в том числе при наличии утвержденного нормативным правовым актом субъекта порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. Вместе с тем, Постановлением -- от -- -- данный порядок был утвержден и вступил в силу.
Все указные выше нормы имеют своей целью оказание социальной поддержки гражданам, у которых в результате произошедшей на территории -- чрезвычайной ситуации было повреждено занимаемое жилое помещение. При этом оказание помощи не ставиться в зависимость от того, является ли лицо собственником поврежденного помещения, либо проживает в нем по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Суд не принимает доводы представителя ответчика - администрации -- --5, который указал в своих показаниях, что отсутствует причинно - следственная связь с обнаруженными дефектами конструкций дома и наводнением, произошедшим в августе-сентябре 2013 года. В представленном техническом паспорте на жилой дом не указаны дефекты конструктивных элементов жилого дома, однако актом межведомственной комиссией обследования жилого помещения -- от -- данные дефекты подтверждаются.
Акт и заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания составлен компетентными лицами в соответствии с действующим жилищным законодательством, согласно пояснению в судебном заседании истца, свидетеля, все обнаруженные дефекты конструкций жилого дома, появились в период наводнения и после того, как вода ушла, оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в акте сведений, и показаниям истца, у суда не имеется.
Суд приходит к выводу, что повреждения конструкций дома произошли вследствие наводнения в сентябре-августе 2013 года, в результате чрезвычайной ситуации (подтопление ливневыми стоками) произошло резкое ухудшение технического состояния здания из-за уменьшения несущей способности грунтов основания (размыв, вымывание грунтов, обводнение и разрушение). Общее состояние квартиры – ограниченно-работоспособное. Для безопасной эксплуатации объекта необходимо проведение капитального ремонта с устранением недостатков.
Доказательств того, что дефекты конструкций жилого дома, установленные актом и заключением межведомственной комиссии --, произошли не в результате наводнения, а в результате физического износа дома, либо длительного срока эксплуатации суду представлено не было.
Напротив, указанным актом, составленным уполномоченной комиссией, подтверждается факт наличия повреждений жилого дома, расположенного по адресу: --, по результатам обследования комиссия приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта. При этом суд также принимает во внимание данные, отраженные в составленном по состоянию на -- техническом паспорте строения по указанному адресу, 1990 года постройки, из которых не усматривается наличие повреждений жилого дома.
Ответчиком не представлено доказательств того, что дефекты конструкций жилого дома, установленные актом и заключением межведомственной комиссии, произошли не в результате наводнения, а в результате физического износа дома, либо длительного срока эксплуатации.
Судом учитывается, что --7 был признан пострадавшим и через Министерство социальной защиты ему были перечислены социальные выплаты в октябре 2013 года - единовременная материальная помощь и финансовая помощь по частичной утрате имущества, что подтверждается информацией представленной ГКУ -- – Управление социальной защиты населения по --.
Кроме того, в соответствии с актом осмотра жилого помещения депутатами Новокиевского сельсовета от --, комиссией установлено, что в результате обильных осадков лопнула отмостка вокруг дома. В образовавшиеся трещины стала поступать вода в подполье. Образовался уровень воды высотой 2 метра, в фундаменте дома образовалась трещина размером более 7 сантиметров.
Истец на протяжении длительного времени постоянно проживает в доме по --, является собственником данного жилого дома, несет расходы по его содержанию, в связи с чем, не имеется основании полагать, что в обращении истца с заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения имеются признаки злоупотребления правом.
Истец, являясь собственником поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого дома, нуждающегося в проведении капитального ремонта, постоянно проживающий на момент чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении, и не имеющий иного жилья, пригодного для проживания, обладает правом на получение государственных мер социальной поддержки, в соответствие с -- ---ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта».
Согласно п. 2 ст. -- от -- ---ОЗ - социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Поскольку судом установлено, что истец относится к числу лиц, имеющих право на получение помощи на цели капитального ремонта, он подлежит включению в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования --1 удовлетворить.
Обязать администрацию -- включить --1 в список граждан, пострадавших результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: --.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий