Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1757/2014 ~ М-1688/2014 от 06.05.2014

2-1757/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томск 13 мая 2014 г.

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.

при секретаре Лысовой В.А.

с участием:

заявителя Корниенко Т.А, ее представителя Орлова М.С., действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ.,

представителя администрации Советского района г. Томска Плотниковой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корниенко Т.А. о признании незаконным решения администрации Советского района г. Томска об отказе во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ , возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей как нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Корниенко Т.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающегося в жилом помещении. В обоснование заявления указала, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей. Администрация Советского района в нарушение требований действующего законодательства незаконно отказала поставить на учет как нуждающегося в жилом помещении как лицо со статусом ребенок, оставшийся без попечения родителей.

В судебном заседании заявитель на требованиях настаивала, пояснила, что в ... г. ее мать была лишена родительских прав, а отец на тот момент уже умер. Она воспитывалась в детском доме. В ... г. окончила ПТУ в г. Томске. У нее отсутствовало закрепленное жилье и в ... г. она обратилась в администрацию г. Томска. Ей было предоставлено койко-место в общежитии по <адрес>, где она была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ В общежитии она проживать не стала, поскольку помимо нее в комнате проживало еще 2 человека. До ... г. проживала в квартире своего супруга. После ... г. в администрацию района не обращалась. В настоящий момент у нее изменились жизненные обстоятельства, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Советского района с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. ДД.ММ.ГГГГ в администрации Советского района лично под роспись получила оспариваемое решение, которым ей было отказано во включении в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на том основании, что не соответствует возраст, установленным требованиям законодательства..

Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержал, пояснил, что по его мнению в соответствии с действующим законодательством Корниенко Т.А. сохраняет статус ребенка-сироты не зависимо от возраста и сохраняет право на жилое помещение до фактического его предоставления.

Представитель администрации Советского района г. Томска Плотникова О.В. возражала против удовлетворения заявления, указывая, что решение об отказе во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принято в соответствии с требованиями законодательства, кроме того, указывала на пропуск заявителем 3-х месячного срока на обращение в суд.

Заслушав заявителя, ее представителя. представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление Корниенко Т.А. не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п.24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Оспариваемое решение администрации Советского района было принято ДД.ММ.ГГГГ Получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается сведениями, содержащимися в книге регистрации заявлений по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и не отрицалось заявителем в судебном заседании.

Настоящее заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. с нарушением установленного 3-х месячного срока.

Для решения вопроса о восстановлении срока необходимо соответствующее волеизъявление заявителей. Обязанность доказать уважительность причин пропуска срока возлагается на заявителей. Ходатайство о восстановлении срока не поступило.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обстоятельств, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу заявления, у заявителя нет.

Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Кроме того, суд считает, что оспариваемое решение администрации Советского района соответствует требованиям действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что решением Октябрьского райнарсуда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ мать заявителя лишена родительских прав (л.д. 7-8). Корниенко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения направлена в Детский дом . ДД.ММ.ГГГГ заявитель выбыла на учебу в ПТУ . Из пояснений заявителя следует, что в ... г. она закончила ПТУ .

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Корниенко Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ г., статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заявитель имел в течение 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01 марта 2005 года ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (в редакции Закона Томской области № 224-ОЗ от 17.12.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В силу п.п. 4,5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - органы опеки муниципальных районов, городских округов).

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, включенным в Списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности, исходя из времени включения в соответствующий Список.

Согласно п.п. 3,4 ст. 7 Закона Томской области от 17.12.2012 № 224-ОЗ (ред. от 06.01.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в течение тридцати рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, которые осуществляли учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, формируют и передают органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и снимают данных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов включают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального района, городского округа, в порядке, предусмотренном приложением 3 к Закону Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» (в редакции настоящего Закона), а также в порядке очередности, в которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из материалов дела видно, что Корниенко Т.А. обратилась в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 35 лет, до достижения возраста 23 лет заявитель с требованием о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращалась, доказательств данному не представлено.

Администрацией Советского района г. Томска на основании ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 2, ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и решения комиссии по опеке и попечительства администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ Корниенко Т.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, в связи с несоответствием возраста заявителя установленным требованиям законодательства.

Суд соглашается с решением администрации Советского района г. Томска, поскольку оно принято в соответствии с требованиями Закона и в пределах полномочий, установленных Решение Думы г. Томска от 15.09.2005 г. № 1000.

Поскольку заявитель обратилась за реализацией своего права на получение жилого помещения в 2013 году в возрасте 35 лет, ранее до достижения возраста 23 лет с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения не обращалась, следовательно, на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, а также статьи 1 данного закона, не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста.

Довод заявления о том, что на основании п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ за заявителем сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что она до достижения 23-летнего возраста не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обоснован, поскольку данной нормой не установлено право на обеспечение жилыми помещениями за лицами, не вставшими на соответствующий учет до 23-летнего возраста. По смыслу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями ст. 8 данного Федерального закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет.

С учетом изложенного суд оснований для удовлетворения заявления Корниенко Т.А. не находит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации Советского района г. Томска об отказе во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ , возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как нуждающегося в жилом помещении Корниенко Т.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

2-1757/2014 ~ М-1688/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Корниенко Татьяна Алексеевна
Другие
Орлов Михаил Сергеевич
Администрация Советского района г. Томска
Плотникова Ольга Владимировна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
06.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2014Передача материалов судье
06.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2014Судебное заседание
18.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2015Дело оформлено
22.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее