Дело № 2-4668\2018
66RS0004-01-2018-003960-66
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой Л. Е., Игнатьева В. Д., действующего также в интересах несовершеннолетнего Игнатьева Л. В., Черноголовой С. Д., Черноголова В. П., Черноголова И. П., действующего также в интересах Черноголовой С. И., Черноголовой Е. П. к Администрации г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Игнатьева Л.Е., Игнатьев В.Д., действующий также в интересах несовершеннолетнего Игнатьева Л.В., Черноголова С.Д., Черноголов В.П., Черноголов И.П., Черноголова Е.П. обратились в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга о признании права на предоставление жилого помещения и понуждении ответчика предоставить жилое помещение на условиях социального найма в виде двухкомнатной квартиры, жилой площадью не менее 62,6 кв.м.
В обоснование заявленного иска указано, что ранее истцам на условиях социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, общей площадью 42,3 кв.м. С <//> истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. <//> Постановлением Администрации г.Екатеринбурга земельный участок по вышеуказанному адресу был изъят для муниципальных нужд, в связи с чем на основании судебного решения истцы были выселены с предоставлением другого жилого помещения - квартиры по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, с последующим заключением договора социального найма. В настоящее время в данном жилом помещении проживает семь человек, соответственно на каждого приходится 7,05 общей площади и 3,9 кв.м. жилой, что не соответствует требованиям жилищного законодательства, нарушает права истцов на комфортное проживание в жилом помещении, площадь которого должна соответствовать количеству проживающих и имеющих право на предоставление жилого помещения, при отсутствии иной возможности для улучшения жилищных условий.
В ходе производства по делу истцы уточнили исковые требования, дополнительно указав на то, что поскольку в семье Черноголова И.П. родилась Черноголова С.И., <//> года рождения, соответственно исходя из нормы предоставления и числа лиц, претендующих на предоставление жилого помещения, заявителям должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 78,6 кв.м.
В судебном заседании истцы и их представители на иске настаивали, указав, что правовым основанием иска является положение ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу прямого указания которой жилое помещение в связи с изъятием должно быть предоставлено площадью не менее нормы предоставления.
В судебном заседании представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, поскольку истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и при наличии оснований и при соблюдении требований очередности, истцы будут обеспечены жилым помещением. В связи с изъятием земельного участка истцам предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства – площадью, соответствующей ранее занимаемой.
В судебное заседание представитель Управления социальной политики по Чкаловсуому району г.Екатеринбурга не явился, направил в суд заявление о проведении слушания дела в его отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.ст. 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В судебном заседании представители истцов указали в качестве правового основания иска положение ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Вопреки доводам представителей истцов, данные разъяснения даны в отношении категорий споров, к которым отнесен и настоящий иск.
Судом установлено, что <//> на основании ордера Игнатьевой Л.Е. было предоставлено жилое помещение в виде двух комнат жилой площадью 28 кв.м. по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, с учетом членов семьи – Игнатьева Д.А., Игнатьева В.Д., Игнатьевой С.Д.
В соответствии с Распоряжением Администрации <адрес> г.Екатеринбурга от <//> Черноголова С.Д., Черноголов П.А., Черноголов И.П., Черноголова Е.П., Черноголов В.П., Игнатьева Л.Е., Игнатьев В.Д. приняты на учет признанных малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
На основании Постановления Администрации г.Екатеринбурга от <//> № земельный участок по вышеуказанному адресу изъят для муниципальных нужд.
В связи с этим <//>6 года с Игнатьевой Л.Е. был заключен договор социального найма в отношении <адрес> г.Екатеринбурга, общей площадью 49,4 кв.м., в том числе жилой 27,3 кв.м.
В договор социального найма включен Игнатьев В.Д., Черноголова С.Д., Черноголов В.П., Черноголов И.П., Черноголова Е.П., Игнатьев Л.В. Данные лица состоят на регистрационном учете по указанному адресу.
Таким образом, право на предоставление жилого помещения в связи и изъятием для муниципальных нужд истцами уже было реализовано в виде получения жилого помещения по <адрес>.
При этом иное жилое помещение может быть истцам предоставлено только в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из даты принятия на учет, то есть по иным основаниям.
При наличии таких обстоятельств сам по себе факт признания истцов малоимущими и нуждающимися не влечет обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.
Более того, истцами не учтено следующее.
В соответствии с п. 1.1. ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, подлежащим выселению из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 87.2 Кодекса).
Как указано в ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, при выселении в связи с изъятием земельного участка гражданам предоставляет равнозначное по площади жилое помещение.
При этом, в случае выселения лица, состоящего на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, право состоять на учете и претендовать на предоставление жилого помещения по норме предоставления, но исходя из даты постановки на учет, за данным гражданином сохраняется, поскольку в данном случае имеются различные правоотношения, регулируемые иными правовыми нормами, направленными на реализацию гражданином права в одном случае на улучшение жилищных условий, а в другом в связи с административными действиями на компенсацию утраты имущества.
В то же время, правоотношения в связи с изъятием земельного участка и предоставлением жилого помещения прекращены предоставлением истцам жилого помещения.
Более того, само по себе изъятие земельного участка не предполагает право на предоставление жилого помещения площадью по норме предоставления, учитывая, что ссылка законодателя на возможные случаи предоставления по норме предоставления должны быть прямо указаны в законе. Спорные правоотношения к данным случаям не относятся.
Таким образом, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения по норме предоставления предполагает регулирование этого вопроса специальным федеральным законом, а не Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом основанием для предоставления жилого помещения послужило не выселение истцов в связи изъятием, а. по мнению последних, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке площадью исходя из нормы предоставления.
Истцами не учтено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Также истцы неправильно истолковали положения статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации о равнозначности предоставляемого жилого помещения и ошибочно применили положения части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежащей применению в данном случае.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░