Дело № 2 А–386/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 октября 2018 года г.Москва
Мещанский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при секретаре Ульмасвай М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-386/2018 по административному иску ** Алексея Алексеевича к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным отказ в приватизации земельного участка, взыскании госпошлины,
УСТАНОВИЛ:
** А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным отказ в приватизации земельного участка, взыскании госпошлины. В обоснование требований указав, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание - магазин, расположенный **. Земельный участок, находящийся под данным объектом и правообладателем которого административный истец не является, входит в состав земельного участка с кадастровым номером **, расположенный по адресу: **. В целях оформления права собственности на земельный участок под принадлежащим административному истцу зданием, последний обратился в администрацию Щелковского муниципального района Московской области с заявлением о согласовании предоставления заявителю земельного участка площадью ** кв.м. с видом разрешенного использования «магазины» в связи с выделением его из земельного участка с кадастровым номером ** для дальнейшего предоставления его в собственность истцу за плату без проведения торгов. Письмом Администрации Щелковского муниципального района Московской области от ** г. в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка заявителю отказано, так как администрация не является собственником земельного участка. После получения данного ответа в ** года административный истец обратился в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о приватизации земельного участка. Ответом от ** ТУ Росимущества в Московской области отказало в оформлении права собственности на земельный участок, в связи с отсутствием в заявлении государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационного номера налогоплательщика и цели использования земельного участка. Данный отказ административный истец считает незаконным и нарушающим его права. В связи с чем просит суд признать незаконным отказ в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка площадью - ** кв.м., расположенного по адресу: ** и входящий в состав земельного участка с кадастровым номером **; признать незаконным отказ в приватизации земельного участка площадью - ** кв.м., расположенного по адресу: ** и входящий в состав земельного участка с кадастровым номером **; взыскать солидарно с ответчиков, государственную пошлину в размере ** рублей.
Административный истец ** А.А. в судебное заседание не явилась, о дате месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца по доверенности ** С.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Щелковского муниципального района Московской области по доверенности ** О.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала, просил суд в иске отказать.
Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Московской области в судебное заседание не явился, о дне месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок приобретения земельного участка в собственность либо в аренду без проведения торгов регулируется ст. 39.14 ЗК РФ, пункт 1 которой предусматривает следующий порядок:
1) подготовка заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено в судебном заседании, ** А.А. на праве собственности принадлежит здание: ** кв.м., количество этажей ** в том числе подземных: **, лит. **, расположенный по адресу: **.
** года ** А.А. обратился в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области с заявлением о согласовании предоставления заявителю земельного участка площадью ** кв.м. с видом разрешенного использования «магазины» в связи с выделением его из земельного участка с кадастровым номером ** для дальнейшего предоставления его в собственность истцу за плату без проведения торгов.
Ответом Администрации Щелковского муниципального района Московской области от ** ** А.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по причине не соблюдения требований ст. 39.15 ЗК РФ.
** ** А.А. обратился в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о приватизации земельного участка.
Письмом ТУ Росимущества в Московской области от ** года ** А.А отказано в оформлении права собственности на земельный участок, по причине не соблюдения требований ст. 39.15 ЗК РФ.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером ** площадью ** кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - «для многоквартирной застройки».
Таким образом, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению ** А.А., не могла быть утверждена в связи с наложением границ на границы земельного участка с кадастровым номером **.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок площадью ** кв.м, расположен на земельном участке с кадастровым номером **, находящемся в собственности Российской Федерации. Администрация Щелковского муниципального района Московской области не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
При этом, согласно Закону Московской области от 23.05.2018 № 69/2018-03 «Об объединении городского поселения Свердловский, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области» поселок Юность находится в границах городского округа Лосино-Петровский. Таким образом, спорный земельный участок вошел в территорию городского округа Лосино- Петровский.
Проанализировав указанные нормы права и установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку испрашиваемый земельный участок, находится в собственности Российской Федерации, в границах городского округа Лосино-Петровский, которые ответчиками по делу не является и к которым требования не заявлены. Кроме того, из административного искового заявления не следует, что действиями ответчиков нарушаются или иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, в чем заключается нарушение его прав, обстоятельства такого нарушения им не приведены.
Отказ Администрации Щелковского муниципального района в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности, и ТУ Росимущества в Московской области о приватизации земельного участка основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем прав и законных интересов административного истца не нарушают.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 174 – 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ** Алексея Алексеевича к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным отказ в приватизации земельного участка, взыскании госпошлины оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 02 ноября 2018 года.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░