№5-418/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Саранск 09 сентября 2018 года
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Апарин Р. И.,
при секретаре судебного заседания Кукушкиной Ю.О.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Лычева И. В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, в отношении Лычева И. В., <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
09 сентября 2018 года старшим УУП ОП №3 УМВД России по го Саранск ФИО4 в отношении Лычева И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 09.09.2018 в период с 14 часов 00 минут до 14 часов 35 минут Лычев И.В. принял активное участие в несогласованном с Администрацией го Саранск публичном мероприятии – митинге на территории Театральной площади г. Саранска, прилегающей к зданию Государственного русского драматического театра Республики Мордовия по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д.60, в процессе чего держал плакат с надписью «Пенсия: помним, любим, скорбим», выкрикивал лозунги «Путин вор», «Россия без диктатуры Путина» осуществлял выступление на митинге при этом не реагировал на неоднократные предупреждения со стороны сотрудников полиции, а именно: ФИО6 и представителя Администрации городского округа Саранск ФИО2 об участии в несогласованном публичном мероприятии - митинге и противоправности его действия, чем нарушил пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Лычев И.В. факт участия в данном митинге не отрицал, но вину в совершении данного правонарушения не признал.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть пятая статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью6 настоящей статьи.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статьей 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и процедуру согласования, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять, в том числе, все законные требования сотрудников органов внутренних дел (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с пунктом 5 данной статьи шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Согласно пункту 3 этой нормы, митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 19.12.2012 № 87-З «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичных мероприятий, уведомление о проведении которых в соответствии с Федеральным законом не требуется) при проведении публичного мероприятия на территории городского округа подается в Администрацию городского округа.
Пунктами 1 и 2 части 1 и частью 3 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: 1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; 2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
24 августа 2018 года в Администрацию го Саранск ФИО3 подано уведомление о том, что проведение публичного мероприятия в форме шествия по маршруту: ул. Советская на участке от фонтана на Советской площади до Театральной площади г. Саранска с 14 часов 00 минут и митинга на Театральной площади г. Саранска до 16 часов 00 минут 09 сентября 2018 года.
Аналогичное уведомление было подано 27.08.2018.
На данные уведомления, 24 и 29 августа 2018 года Администрация го Саранск предложила изменить дату проведения публичного мероприятия и провести его после 09 сентября 2018 года, в другом случае после 13 сентября 2018 года в любом из специально отведенных мест в удобное для ФИО3 время с 07 часов до 22 часов.
Таким образом, публичное мероприятие – шествие 09 сентября 2018 года по маршруту ул. Советская на участке от фонтана на Советской площади до Театральной площади г. Саранска с 14 часов 00 минут и митинга на Театральной площади г. Саранска до 16 часов 00 минут не было согласовано организатором публичного мероприятия с органом местного самоуправления, как того требует закон.
Из письменных объяснений ФИО1, предупрежденного об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что 09.09.2018 в 14 часов 00 минут он вместе со своей знакомой ФИО5 находились возле фонтана расположенного вблизи здания Администрации городского округа Саранск (ул. Советская), где увидели, что собирается группа граждан. Данные граждане имели при себе несколько флагов и один плакат с надписью «ПЕНСИЯ: помним, любим, скорбим», который был развернут и один из находящихся там граждан демонстративно попросил последовать за ним. В ходе следования за данными гражданами, он услышал, как неоднократно впереди идущие выкрикивали лозунг «Путин вор». Через некоторое время данные люди, пройдя по тротуару ул. Советская г. Саранска, прибыли на площадь «Театральная», где возле фонтана развернули вышеуказанный плакат и стали проводить митинг». В ходе движения группы людей от здания Администрации го Саранск к фонтану расположенному на площади «Театральная» г. Саранск сотрудники полиции при помощи звукоусиливающей аппаратуры объявили гражданам, принявшим участие в данном мероприятии, что оно является несогласованным, а также об административной ответственности по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и об уголовном ответственности по статье 149 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные письменные объяснения также дала и ФИО5
Из объяснений сотрудника полиции ФИО6 следует, что 09.09.2018 в 13 часов 50 минут он находился на ул. Советская г. Саранска в районе площади «Советская» в районе Администрации городского округа Саранск. В это время к Администрации подошли 7 человек с флагами России, а также Флагами желтого цвета с надписью «Надоел». Через некоторое время к ним подошел представитель Администрации ФИО2 и посредством звукоусиливающей техники обратился к собравшимся и проинформировал их о том, что на площади «Советская» г. Саранска публичное мероприятие в виде шествия не согласовано Администрацией г. Саранска. Примерно в 14 часов 10 минут они развернули плакат с надписью «ПЕНСИЯ: помним, любим, скорбим» и направились по улице Советская в сторону площади «Театральная» находящейся в районе Администрации го Саранска, по адресу: г. Саранск, ул. Советская, 31. На предупреждения об административной и уголовной ответственности граждане с плакатами и флагами не реагировали, и продолжали свои противоправные действия.
Оснований не доверять показаниям ФИО1, ФИО6, ФИО5 у судьи не имеется.
Оснований для оговора Лычева И.В. указанными лицами судья не усматривает.
Также суд не находит оснований считать письменные объяснения вышеуказанных свидетелей недопустимыми доказательствами, поскольку такие объяснения получены в установленном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, после разъяснения свидетелям их процессуальных прав и обязанностей, предупреждения об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в рамках предоставленных ему законодательством полномочий, существенных нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено. Оснований для исключения протокола об административном правонарушении из числа допустимых доказательств не имеется.
Не имеется оснований и для прекращения дела об административном правонарушении в связи со сроками составления протокола.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности действий Лычева И.В. по участию в несанкционированном массовом мероприятии, то есть в нарушении требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которой Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Таким образом, действия Лычева И.В. суд квалифицирует по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания Лычеву И.В. судьей в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного лица, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, конкретную общественную опасность совершенного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность является наличие заболеваний у Лычева И.В.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Лычева И.В., не установлено.
С учетом обстоятельств дела, личности Лычева И.В. суд считает, что достижение установленных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целей административного наказания возможно путем назначения ему наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь частью пятой статьи 20.2, статьями 29.10 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 20.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░/░ 04091░26490); ░░░ – №, ░░░ – 132601001, ░/░ - 40101810900000010002; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░; ░░░ – №; ░░░░░ 89701000; ░░░ - 18811690040046000140.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 32.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1.1 ░░░ 1.3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31.5 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░