УИД 22RS0010-01-2020-001146-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года г. Камень – на – Оби
Каменский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В. Хрипуновой,
при секретаре Е.В. Толстопятовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (производство № 2-725/2020) по иску Головиной Г. Н. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе (межрайонное) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Головина Г.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в .... (межрайонное), в котором просит взыскать как неосновательное обогащение, с ответчика, недополученную трудовую пенсию за период с *** года в размере 107 609, 28 руб.
В обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что ей была назначена пенсия по старости с ***, для расчета которой были приняты периоды *** – *** учеба, *** – ***, *** – *** – работа. С *** стоимость одного ИПК составляла 78,58 руб., поэтому страховая пенсия без фиксированной выплаты, составляла 5 215, 43 руб., а с учетом фиксированной выплаты – 10020, 54 руб. ежегодно на основании ч. 2 ст. 18 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» ей, как работающему пенсионеру, производился перерасчет размера пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета, величина ИПК ежегодно, с ***, с ***, с *** увеличивалась на 3 балла, соответственно, размер пенсии с ***, составил 10490, 61 руб., с *** – 10 726, 35 руб., с *** – 10 962, 09 руб., величина ИПК с *** составляла 78,353. *** ей был произведен перерасчет пенсии на основании данных о заработной плате за 1985 – 1987 гг., в связи с чем, общая величина ИПК до *** составила 78,883, и общая величина ИПК, с учетом ИПК за незастрахованные периоды, период до *** и после, на день исчисления, составляет 107,144. Ошибочное исчисление общей величины ИПК при назначении пенсии по старости у истца было выявлено в июле 2020 года, ответчик произвел перерасчет пенсии, однако за период с сентября 2017 по август 2020 возникла недоплата в размере 107 609, 28 руб., на основании чего, данную сумму она просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец Головина Г.Н. и ее представитель Куликова О.В. на иске настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, полагая, что на ответчике лежит обязанность истребования и получения сведений о размере заработка гражданина при рассмотрении вопроса о назначении пенсии.
Представитель ответчика Селезнева Н.П. возражала против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и из материалов дела следует, что Головина Г.Н. *** обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в .... (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Пенсия назначена с *** на основании ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с фиксированной доплатой на основании ст. 16 данного ФЗ.
Пенсия была назначена с учетом данных индивидуального лицевого счета и архивной справки от *** №Г-610, выданной Комитетом по делам архивов по документам архивного объединенного фонда ликвидированных организаций .... – на – Оби по лицевым счетам Каменской птицефабрики, сведений о заработке за 1988-1995 гг., представленных на момент обращения заявителя за назначением пенсии. Каких – либо дополнительных документов при обращении истца с заявлением о назначении пенсии ею, как следует из содержания заявления, не предоставлялось. Заявление подано в форме электронного документа, порядок оформления которого определен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов", на сайте ПФР, с использованием "личного кабинета" заявителя.
*** она обратилась в ГУ-УПФ РФ с заявлением о перерасчете страховой пенсии, в связи с представлением документов о среднемесячном заработке.
До указанного времени перерасчет производился ей в беззаявительном порядке на основании п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С *** на основании заявления и представленных данных о среднем заработке за период *** гг. истцу произведен перерасчет пенсии в связи с получением данных, увеличивающих индивидуальный пенсионный коэффициент (архивной справки от *** №Г/1103 предоставленной Комитетом по делам Архивов администрации .... по запросу ГУ УПФР ***).
Полагая, что перерасчет и выплата пенсии должны быть осуществлены с момента первоначального обращения за назначением пенсии, Головина Г.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив представленные по делу доказательства по правилу ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Конституция РФ, закрепляя в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (ч. 1 ст. 39), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (ч. 2 ст. 39).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно части первой статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
На основании ч. 7 ст. 21 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 21-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу положений п. 8 ч. 6 ст. 7 Федерального закона N 21-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, могут быть затребованы у гражданина.
Поскольку документы о заработке в силу положений законодательства предоставляются в пенсионный орган самим истцом, назначение пенсии и ее выплата осуществляются на основе представленных заявителем документов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
По правилу ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Документы и сведения, имевшиеся в распоряжении Пенсионного фонда при первоначальном обращении истца с заявлением о назначении пенсии, были достаточными для назначения страховой пенсии по старости.
Пунктом 2 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 года N 958н "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" определено, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.
Таким образом, при предоставлении недостающих документов в течение трех месяцев со дня обращения за страховой пенсией, днем обращения за ней считается дата подачи соответствующего заявления.
Обращение за перерасчетом пенсии с предоставлением дополнительных документов в более поздние сроки, влечет обязанность пенсионного органа произвести такой перерасчет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое заявление.
С учетом предоставленных истицей *** дополнительных документов по размеру заработной платы за *** г.г., ответчиком произведен перерасчет страховой пенсии с ***, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения, что соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу п. 31 Правил, днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается:
день направления гражданину уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии в форме электронного документа;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления;
день направления уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии на адрес электронной почты заявителя;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Если указанное уведомление не выдано заявителю в связи с его неявкой в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг;
дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения заявителем уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанного уведомления заявителю по почте.
Гражданин имеет право до обращения за пенсией знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Данных о том, что у истца отсутствовала объективная возможность своевременно предоставить недостающие документы, материалы дела не содержат, отсутствие познаний в области пенсионного законодательства не препятствовало истцу обратиться за получением квалифицированной помощи, притом, что данное право было им реализовано в 2020 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Истец просит о взыскании денежных средств в размере 107 609, 28 руб., полагая их неосновательным обогащением ответчика, согласно ст. 1102 ГК РФ.
Поскольку оснований для перерасчета с момента назначения пенсии установлено не было, требования о перерасчете пенсии и ее доначислении иск не содержит, разрешая исковые требования в пределах, предусмотренных ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в иске о взыскании денежных средств как неосновательного обогащения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливая порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, обеспечивает тем самым возможность реализации их пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению, способствует своевременному принятию соответствующего правоприменительного решения и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Определения КС РФ от 29.05.2019 г. N 1281-О, от 17.07.2018 N 1915-О).
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Положения пунктов 1 и 2 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичные нормы закреплены в оспариваемых частях 1 и 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях"), предусматривающие срок, с которого производится перерасчет пенсии, в том числе в сторону увеличения, и устанавливающие порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, обеспечивают тем самым возможность реализации их пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению, способствуют своевременному принятию соответствующего правоприменительного решения и не могут расцениваться как нарушение конституционных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.12.2020