Дело № 2-3084/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «9» ноября 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колбасенко ФИО5 к <данные изъяты> ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным действий администрации по увольнению и обязании оплатить больничный,
УСТАНОВИЛ:
Колбасенко М.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации <данные изъяты> ГУФСИН России по Красноярскому краю по увольнению его и не оплате больничного листа, ссылаясь на то, что, отбывая наказание в <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года он был трудоустроен на объект «поддоны» подсобным рабочим 2 разряда. ДД.ММ.ГГГГ г. убыл на лечение в <данные изъяты>, где завели историю болезни, открыли больничный лист, который был закрыт ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. осужденный убыл в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г. сотрудниками МЧ-13 МСЧ-24 при <данные изъяты> больничный лист был передан в группу социальной защиты, откуда ДД.ММ.ГГГГ г. – в бухгалтерию <данные изъяты> но в бухгалтерии больничный оплачивать отказались, поскольку Колбасенко М.Г. был уволен по убытии. Группа социальной защиты не могла уволить осужденного до окончания лечения. При этом двум другим осужденным, также проходившим лечение и уволенных, больничные листы были оплачены.
В судебное заседание Колбасенко М.Г. с места отбывания наказания не доставлялся, был уведомлен о месте и времени судебного разбирательства. Вместе с тем неявка заявителя в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению искового заявления, поскольку с учетом существа спора суд считает возможным рассмотреть дело без перемещения истца из колонии в суд по месту рассмотрения дела, все требования Колбасенко М.Г. изложены в его письменном иске, и дополнениях к нему, каких-либо дополнительных пояснений не требуют, не явка осужденного в судебное заседание не препятствует рассмотрению его искового заявления.
В судебном заседании представитель лица, чьи действия обжалуются, <данные изъяты> ГУФСИН России по Красноярскому краю Лисовицкий Д.В., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения требований осужденного, пояснив, что осужденный был уволен, поскольку был переведен в иное исправительное учреждение, оплата листка нетрудоспособности осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду, не предусмотрена.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пп.1-2 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение – об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; – либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Конституция Российской Федерации, закрепляя, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в то же время устанавливает, что осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, части 1 и 3) и что они могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Такие ограничения могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Согласно ч.2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Согласно ч.1 ст.82 УИК РФ в ИУ действует режим, т.е. установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала. Частью третьей названной статьи УИК установлено, что в ИУ действуют Правила внутреннего распорядка (ПВР) исправительных учреждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно- правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В соответствии с ч. 3 ст. 129 УИК РФ труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.
Исходя из смысла ст. 129 УИК РФ осужденные привлекаются к труду не по трудовому договору, а в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда. Основанием для поступления на работу осужденных является приказ о привлечении его к работе.
Как установлено в судебном заседании, на основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года №№ «<данные изъяты>» осужденный Колбасенко М.Г. был привлечен к труду на участок «Изготовления поддонов» подсобным рабочим 2 разряда с ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № № «<данные изъяты> было прекращено привлечение к труду осужденного Колбасенко М.Г. с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с убытием в <данные изъяты> ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Согласно листка нетрудоспособности Колбасенко М.Г., последний с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. находился в стационаре, дата начала работы с ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с ч.1 ст.98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Основания и порядок выплаты пособий регламентированы в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 №727, в указанном Положении также содержатся требования о привлечении к труду осужденных к лишению свободы в части выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Во исполнение данного Постановления Минздрав России, Минюст России и Фонд социального страхования РФ совместным приказом от 14.07.2003 г. №316/185/180/ утвердили Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (далее - Порядок). На основании п. 1.9.2. Порядка лист нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.
Доводы осужденного Колбасенко М.Г., что иным лицам листки нетрудоспособности были оплачены, судом не могут быть приняты как обстоятельства, доказывающие необходимость оплаты документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, поскольку достоверно суду не известны фактические обстоятельства в отношении иных осужденных, приводимых Колбасенко М.Г., кроме того, указанные обстоятельства не относятся к существу настоящего дела.
В случае убытия осужденных в другое учреждение или больницу вопросы прекращения их трудоустройства зависят от волеизъявления администрации учреждения, поскольку отношения по привлечению к труду осужденных к лишению свободы регулируются ст. 103-105 УИК РФ и носят приоритетный характер по отношению к положениям Трудового кодекса в этой части.
Учитывая отсутствие нарушений уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденного Колбасенко М.Г. оснований для удовлетворения требований не имеется.
Указанные выше обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, не позволяют суду сделать вывод, что действиями администрации ИК-5 ОИК-36 были нарушены права и свободы осужденного, либо созданы какие-либо препятствия к осуществлению его прав и свобод. С учетом изложенного заявленные требования Колбасенко М.Г. необоснованные и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 225-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Колбасенко ФИО6 к <данные изъяты> ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным действий администрации по увольнению и обязании оплатить больничный, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента вынесения решения.
Судья: Лукашёнок Е.А.