Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5920/2021 ~ М-5662/2021 от 31.08.2021

Дело 2-5920/2021

                                                                        РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

10 декабря 2021 года                                                                                     г.о. Щелково

         Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,

         при помощнике судьи Козловой В.Н.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянченко ФИО5 к Администрации городского округа Щелково об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок,

                                                                УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что он является членом СНТ «Звездочка-1», в его пользовании находится земельный участок № площадью 870 кв.м. С целью установления границ земельного участка и проведения кадастровых работ истец обратился к кадастровому инженеру. Кадастровым инженером была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка по фактическому пользованию составила 812 кв.м.

В последствии, истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, но получил отказ, так как испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне планируемого строительства дороги, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность.

Однако красные линии указанной зоны не установлены, координаты расположения автодороги и транспортной развязки также не установлены и где будут располагаться автодорога и транспортная развязка – точно не известно. Земли, которые входят в зону планирования автодороги и транспортной развязки в настоящее время не изъяты из оборота, для государственных нужд либо нужд г.о. Щелково не зарезервированы.

Просит суд признать за ним право собственности в порядке бесплатной приватизации на указанный земельный участок <адрес>

В судебное заседание стороны не явились, извещены, представитель истца по доверенности Чистова Н.В., ранее присутствовавшая в судебном заседании, просила иск удовлетворить, пояснила суду, что спорный земельный участок находится в границах СНТ «Звездочка-1» проект межевания границ СНТ «Звездочка-1» утвержден постановлением Администрации г.о.Щелково, истец имеет право на бесплатную приватизацию земельного участка.

Судом была назначена по делу и проведена судебная землеустроительная экспертиза, в заключении которой представлен единственный вариант установления границ земельного участка истца площадью 823 кв.м, представлены его координаты.

В уточненном иске представитель истца просила установить границы земельного участка истца по предложенному экспертом варианту и признать за истцом право собственности в порядке бесплатной приватизации на земельный участок <адрес> площадью 823 кв.м, вид разрешенного использования «ведение садоводства», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Представители Администрации г.о.Щелково и 3 лиц СНТ «Звездочка-1» и ГБУ МО «Мосавтодор» в судебное заседание не явились, извещены, представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что он является членом СНТ «Звездочка-1», в его пользовании находится земельный участок № площадью 870 кв.м. С целью установления границ земельного участка и проведения кадастровых работ истец обратился к кадастровому инженеру. Кадастровым инженером была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка по фактическому пользованию составила 812 кв.м.

Впоследствии истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, но получил отказ, так как испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне планируемого строительства дороги, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность.

Объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (статья 6 и пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015).

Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что без установления границ, земельный участок не существует и не может рассматриваться как объект гражданского оборота. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ, государственный учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

В силу ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с п. 10 ст. 22 вышеуказанного федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 26 ФЗ 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Согласно статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части.

На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2010 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

Порядок предоставления в собственность граждан, являющихся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен п. 2.8. ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в соответствии с которым в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

- сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 49 Федерального закона от дата № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов, в том числе:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

В соответствии с частью 3 статьи 61 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Частью 6 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ установлено, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

    По делу проведена судебная землеустроительная экспертиза, в заключении которой представлен единственный вариант установления границ земельного участка истца площадью 823 кв.м., т.к. представить вариант установления границ земельного участка площадью 870 кв.м не представляется возможным. При этом экспертом установлено, что земельный участок по предложенному им варианту установления границ располагается     в зоне скоростной, региональной трассы, I категории, Пушкино – Ивантеевка – Фрязино – Щелково – Лосино-Петровский – М7 «Волга», что так же подтверждает решение об отказе в предоставлении государственной услуги. При этом, сведений о разработанном и утвержденном проекте планировки и межевания данного линейного объекта не имеется. В связи с чем, определить является ли данное наложение ограничением в оборотоспособности не представляется возможным.

    На основании изложенного суд считает возможным исковые требования удовлетворить, установив границы спорного земельного участка по предложенному экспертом варианту, так как сведений о разработанном и утвержденном проекте планировки и межевания вышеуказанной автодороги не имеется, в связи с чем невозможно определить, находится ли спорный земельный участок в зоне указанной автодороги.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                              РЕШИЛ:

    Исковые требования Лукьянченко ФИО6 к Администрации городского округа Щелково об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Установить границы земельного участка <адрес> площадью 823 кв.м в следующих координатах:

№ точки Координата X Координата Y Ср. квадр. погрешность положения характерной точки (Мt), м

Признать за Лукьянченко ФИО7 право собственности в порядке бесплатной приватизации на земельный участок <адрес> площадью 823 кв.м, вид разрешенного использования «ведение садоводства», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                             Разумовская Н.Г.

2-5920/2021 ~ М-5662/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лукьянченко Алексей Константинович
Ответчики
Администрация г.о.Щёлково
Другие
СНТ "Звездочка-1"
Чистова Наталья Владимировна
ГБУ МО "Мосавтодор"
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Разумовская Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2021Передача материалов судье
03.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Подготовка дела (собеседование)
23.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2021Судебное заседание
08.11.2021Производство по делу возобновлено
06.12.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
10.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.03.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.03.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
07.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее