УИД: 63RS0042-01-2019-003212-96
Дело №2?134/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» февраля 2020 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
при секретаре Кагармановой Л.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/20 по иску Борисова А.И. к Управлению Пенсионного фонда в РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) о включении стажа работы в общий страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Истец Борисов А.И. обратился в суд к ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) с исковым заявлением об оспаривании решения пенсионного органа, включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии. В обоснование исковых требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, но пенсионным органом при расчете пенсии не была учтена заработная плата истца за период трудовой деятельности истца в колхозе «<...>» с <дата> года по <дата> г. и не включен указанный период работы в страховой стаж. При этом период работы на том же предприятии с <дата> по <дата> г. в страховой (общий трудовой) стаж был включен. Истец более № лет непрерывно с <дата> года работал в колхозе «<...>» водителем. Как следует из трудовой книжки истца во взаимосвязи с материалами регистрационного дела СПК (колхоз) «<...>» данная организация до <дата> года существовала как колхоз «<...>» в соответствии с законодательством РСФСР. В дальнейшем он был переименован в СПК (колхоз) «<...>», далее в связи с реорганизацией путем выделения из него создано КТ ПСП «<...>», в которое и был переведен истец, из него же впоследствии и был уволен. В связи с реорганизацией предприятия был переведен в КТ ПСП «<...>». Считает, что период работы в колхозе с <дата> по <дата> г. подлежат включению в страховой стаж и при этом, при назначении пенсии учитывается зарплата любые за 60 месяцев (5 лет) подряд. В связи с чем просит принять во внимание справку о заработной плате пятилетнего периода <дата>-<дата> годы (5 лет). Согласно п. 2.14 Инструкции если за время работы рабочего или служащего наименование предприятия, учреждения, организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки делается запись: "Предприятие (учреждение, организация) такое-то с такого-то числа переименовано в такое-то", а в графе 4 проставляется основание переименования - приказ (распоряжение), его дата и номер. Согласно ст. 29 КЗоТ РСФСР от 09.12.1971 г. передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора. При слиянии, разделении или присоединении предприятий, учреждений, организаций трудовые отношения с согласия рабочего или служащего продолжаются: прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников. Согласно ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Исходя из этого, реорганизация влекла переход прав и обязанностей (в т.ч. трудовых) к другому предприятию, прекращение трудовых отношений истицы с реорганизованным предприятием и их возникновение с новым предприятием произошло автоматически в порядке правопреемства на основании документа о реорганизации. Факт работы в период с <дата> по <дата> годы истца в колхозе «<...>», помимо записей трудовой книжки, подтверждается справкой ПСВ-АГРО и товарищи, справкой о заработной плате. Согласно Уставу СПК «Путь Ленина» данное предприятие является правопреемником колхоза «<...>», который, в свою очередь является сельскохозяйственным предприятием, статус предприятия приведен в соответствие с Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и решением общего собрания трудового коллектива колхоза «<...>». Учредителями СПК - колхоза «<...>» являются члены колхоза «<...>». КТ "ПСВ-АГРО и товарищи" является правопреемником СПК «<...>». СПК (колхоз) «<...>» Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2004 года признан несостоятельным (банкротом). Поскольку материалами дел подтверждается обращение истца с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с <дата> г. - пенсию в рассчитанном истцом размере, ему следует начислять с даты назначения. Ссылаясь на изложенное, просил суд включить стаж период работы <дата>-<дата> годы в СПК (колхоз) «<...>» и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонного) произвести перерасчет пенсии истца с учетом стажа в СПК (колхоз) «<...>» за <дата>-<дата> годы и размера заработной платы, указанного в справках КТ ПСП "<...>", с даты обращения, т.е. с <дата> г., а также взыскать с пенсионного органа расходы на услуги представителя в размере 15000 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Таразанов И.А. исковые требования поддержал по вышеизложенным мотивам.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самара (межрайонное) по доверенностиЕгорова Е.Н. в судебном заседании возражала против иска, ссылаясь на то, что истцом документально не подтвержден факт работы в оспариваемые периоды, в связи с чем, Управление не усматривает оснований для включения данных периодов работы в страховой (общий трудовой) стаж. Расчет пенсии истцу произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, так как за основу был принят среднемесячный заработок за <дата>-<дата> годы по сведениям ИЛС истца, так как документы колхоза «<...>» за <дата>-<дата> на хранение не поступали. В связи с чем не представляется возможным предоставить сведения о заработной плате за 5 лет. При назначении пенсии учтены все периоды работы по сведениям индивидуального лицевого счета по заявлению от <дата> года. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на день обращения истца за назначением пенсии).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии», документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правил обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 21).
В соответствии с пунктом 1.1. Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года № 162, действующей до 10.10.2003 года, (утратила силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках") в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе.
На основании пункта 2.3 указанной Инструкции, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В соответствии с п. 4.1 Инструкции все записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия и печатью предприятия при увольнении работника. Правильность оформления записей в трудовой книжке возложена на администрацию предприятия, вносившую соответствующую запись.
Таким образом, трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж и трудовую деятельность работника.
Факт работы истца в должности шофера в колхозе «<...>» с <дата> по <дата> год подтверждается сведениями трудовой книжки.
Между тем, пенсионным органом не включен в страховой стаж истца спорный период его работы, а также не принята во внимание справка о заработной плате истца за данный период при расчёте размера пенсии.
Согласно исторической справки от <дата> года Колхоз «<...>» Волжского района переименован в СПК (колхоз) «<...>» на основании протокола №№ от <дата> года. В связи с реорганизацией СПК (колхоз) «<...>» переименован в КТ ПСП «<...>» на основании протокола №№ от <дата> года.
Согласно Уставу СПК «<...>» от <дата> года СПК «<...>» является правопреемником колхоза «<...>», который, в свою очередь является сельскохозяйственным предприятием, статус которого приведен в соответствие с Закона РФ от 25.12.1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и решением общего собрания трудового коллектива колхоза «Путь Ленина» от 29.02.1992 года. Учредителями СПК – колхоза «<...>» являются члены колхоза «<...>».
Согласно ст. 29 КЗоТ РСФСР от 09.12.1971 г. передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора. При слиянии, разделении или присоединении предприятий, учреждений, организаций трудовые отношения с согласия рабочего или служащего продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников.
Согласно ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организаций или учреждения.
Таким образом, трудовые отношения истца с новым предприятием, являющимся правопреемником реорганизованного, сохранились.
КТ ПСП «<...>» представлена справка о заработной плате Борисова А.И. за период с <дата> по <дата>. Основанием выдачи справка являются книги учета расчетов по оплате труда за указанный период.
Согласно сведениям пенсионного органа страхователь СП (колхоз) «<...>» находится в стадии ликвидации. Начисление и перечисление страховых взносов в ПФР за <дата>-<дата> гг. производились в полном объеме.
Сведения о заработной плате истца также отражены в трудовой книжке за период с <дата> по <дата> гг. включительно, которые не противоречат сведениям о заработной плате истца, указанным в справке «<...>» от <дата> года.
Принимая во внимание, что трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж и трудовую деятельность работника, в целях соблюдения пенсионных прав истца, суд полагает включить в общий страховой стаж период работы Борисова А.И. в СП (колхоз) «<...>» с <дата> по <дата> гг., с учетом того, что период с <дата> по <дата> г. включен ответчиком в страховой стаж в бесспорном порядке.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Тем самым действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспечения граждан не предполагает возможности конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после 1 января 2002 года, в расчетный пенсионный капитал без учета их среднемесячного заработка.
Такой подход обусловлен правовой природой трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии, представляющей собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом; при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (абзац второй статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Исходя из этого трудовая (страховая) пенсия по старости, будучи одним из видов трудовых (страховых) пенсий, является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости. Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии.
Действовавшее до 1 января 2002 года правовое регулирование предусматривало в качестве общего правила исчисление размера трудовой пенсии по старости исходя из заработной платы гражданина, при этом среднемесячный заработок при назначении данной пенсии определялся (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности, предшествующей обращению за пенсией (часть первая статьи 16 и часть первая статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
В состав заработка, из которого исчислялась пенсия, подлежали включению все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; сам же среднемесячный заработок за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подлежал установлению на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами или организациями, а за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть первая статьи 100, части третья и четвертая статьи 102 названного Закона).
При утрате в государственных и муниципальных органах или организациях первичных документов о заработке работников данных органов и организаций, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, было рекомендовано принимать к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, в том числе учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника (совместное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704).
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Установленные названными законоположениями правила, включающие в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставляют самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта.
Поскольку истцом представлена справка о заработной плате за 5 лет непрерывного трудового стажа (60 месяцев подряд до 01.01.2002 года в течение трудовой деятельности), бесспорно и однозначно подтверждающая конкретный фактический заработок Борисова А.И., суд полагает принять данную справку при расчёте размера пенсии истцу, поскольку в данном случае назначение пенсии будет по наиболее выгодному варианту.
Справка выдана на основании книги учета расчетов по оплате труда, имеет полные данные работника, представленные сведения не опровергнуты, иные сведения не представлены.
Принимая во внимание, что период работы с <дата> по <дата> гг. включен судом в страховой стаж истца, в то время как в материалах дела отсутствуют доказательства обоснованности отказа истцу в зачете данных периодов, Борисов А.И. имеет право на получение пенсии в размере, рассчитанном с учетом включенного в общий стаж спорного периода работы.
При этом суд полагает, что размер пенсии, назначенной истцу, подлежит перерасчету именно с даты обращения, поскольку право на пенсию с учетом указанного периода возникло у истца с этой даты, когда он обратился в пенсионный орган и представил имеющиеся у него документы. Последующий отказ пенсионного органа во включении спорного периода работы в страховой стаж последовал по независящим от него причинам.
Оснований для взыскания с ответчика судебных расходов на представителя в соответствии со ст. 100 ГПК РФ суд не усматривает, поскольку на момент рассмотрения дела доказательств несения истцом указанных расходов не представлено. В тоже время истец не лишен возможности обратиться с заявлением о взыскании судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в заявительном порядке.
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Борисова А.И. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Борисова А.И. с учетом периода его работы в СПК (колхоз) «<...>» с <дата> по <дата> гг. и размера заработной платы, указанного в справках КТ ПСП «<...>» от <дата>, с даты обращения, т.е. с <дата>.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.02.2020.
Судья: О.А.Мельникова