Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1561/2018 ~ М-1441/2018 от 22.08.2018

Дело № 2-1561/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск                                                                              09 октября 2018 года

Железнодорожный районный суд г. Ульяновск в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.Н.,

при секретаре Токуновой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орлова М.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности включить в список получателей социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом,

УСТАНОВИЛ:

            Орлов С.Г. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе слушания дела, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности включить в список получателей социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. Требования мотивированы тем, что истец Орлов С.Г. 04.08.2011 г. согласно приказа ФКУ Димитровградская ВК УФСИН России по Ульяновской области №167 л/с уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Истец является ветераном боевых действий. При выходе на пенсию ему не было предоставлено какое-либо жилое помещение, а также не произведены социальные выплаты. После увольнения и по настоящее время истец и члены его семьи имущества в собственности не имеют, в связи с чем, нуждаются в жилище. Истцом было подано заявление в УФСИН России по Ульяновской области о включении его в список получателей социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы. Согласно полученного ответа, УФСИН России по Ульяновской области не имеет возможности положительно решить вопрос по включению истца в список получателей социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Жилище» или иным способом улучшить жилищные условия, поскольку отсутствуют сведения о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы до 01.03.2005 г. в УФСИН России по Ульяновской области. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, положения подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, положения подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, истец просит возложить на ответчиков обязанность включить его в список получателей социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

            Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.

            В судебном заседании истец Орлов С.Г., его представитель Романов Г.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Истец Орлов С.Г дополнительно указал, что признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на заседании жилищно-бытовой комиссии Управления по делам ГО и ЧС г. Димировграда, таким образом, вправе участвовать в подпрограмме.

Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Гасанов М.С. в судебном заседании исковые требования не признал. Согласно послужному списку архивного личного дела Орлова С.Г. 11.04.2005 истец откомандирован в распоряжение УИН МЮ РФ по Ульяновской области. Ранее проходил службу в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Димитровграда. В период с 11.04.2005 по 04.08.2011 проходил службу в ФКУ Димитровградская ВК УФСИН России по Ульяновской области на должностях младшего начальствующего состава. Приказом ФКУ Димитровградская ВК УФСИН России по Ульяновской области от 04.08.2011 № 167 л/с был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила). Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В силу пункта 19 Правил для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в учреждения федеральных органов заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии по форме согласно приложению № 1 с приложением определенного в данном пункте пакета документов. Таким образом, волеизъявление сотрудника на участие в основном мероприятии носят заявительный порядок. Истец Орлов С.Г. в период прохождения службы в ФКУ Димитровградская ВК УФСИН России по Ульяновской области с соответствующим заявлением в адрес ФКУ Димитровградская ВК УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области не обращался. По данным работодателя ФКУ Димитровградская ВК УФСИН России по Ульяновской области (переименована в ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области) Орлов С.Г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы не состоял. Согласно структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (действовал в период перевода истца) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральная служба исполнения наказаний, подведомственная Министерству юстиции РФ, являлись самостоятельными федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, перевод Орлова С.Г. в апреле 2005 осуществлялся между разными ведомствами. Таким образом, утверждение представителя истца о сохранении права Орлова С.Г. состоять на учете по улучшению жилищных условий в связи с переводом на службу в УФСИН России по Ульяновской области в 2005 не соответствует подпункту д) пункта 20 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных Законодательным Собранием Ульяновской области от 26.12.1996 (утратил силу в связи с изданием Постановления ЗС Ульяновской области от 26.01.2006 № 46/32). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы УФСИН России по Ульяновской области после 01 марта 2005 не осуществляется. Дата перевода Орлова С.Г. в распоряжение УФСИН России по Ульяновской области – 11.04.2005 года свидетельствует о том, что его перевод был осуществлен в УФСИН России по Ульяновской области уже после прекращения УФСИН в силу закона принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы. Истец Орлов С.Г. не мог обратиться к УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы, поскольку статья увольнения Орлова С.Г. – п. «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) не относится к перечисленным в подпункте «а» пункта 5 Правил. Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском.

            Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ колонии поселения №5 УФСИН России по Ульяновской области, администрации г. Ульяновска, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены.

            Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1997 г. № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» (в редакции от 22.07.2002 г. №) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее именуются - военнослужащие и некоторые другие категории граждан), является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Пунктом 3 названного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим Постановлением от 17.09.2001 г. N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС").

В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы 21.03.2006 г. приняло Постановление N 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 (далее - Подпрограмма), и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения п. 2 Правил).

Согласно пункту 5 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 (в редакции с учетом последующих изменений), притом, что ранее действовали аналогичные правила на 2002 - 2010 годы), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют граждане, уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

В соответствии с п.п. "а" п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, установлен перечень предоставляемых документов, необходимых для участия в подпрограмме военнослужащих-граждан. Данный перечень является исчерпывающим.

Так в соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

При этом в соответствии с п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.

Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (статья 6) предусмотрено, что с 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Граждане принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Часть 3 ст. 52 ЖК РФ устанавливает, что принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

             Судом установлено, что Орлов С.Г. проходил службу в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Димитровграда. 11.04.2005 откомандирован в распоряжение УИН МЮ РФ по Ульяновской области. В период с 11.04.2005 по 04.08.2011 проходил службу в ФКУ Димитровградская воспитательная колония УФСИН России по Ульяновской области на должностях младшего начальствующего состава. Приказом ФКУ Димитровградская ВК УФСИН России по Ульяновской области от 04.08.2011 № 167 л/с был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

            Обращаясь в суд с настоящим заявлением истец просит возложить обязанность на ответчиков включить его в список получателей социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

            Вместе с тем, спорные правоотношения носят заявительный характер, и для реализации своего права участие в подпрограмме, гражданин должен был предоставить соответствующее заявление (рапорт).

            Истец Орлов В.Г. в период в период прохождения службы в ФКУ Димитровградская воспитательная колония УФСИН России по Ульяновской области (в настоящее время ФКУ колония поселение №5 УФСИН России по Ульяновской области) с заявлением в адрес ФКУ Димитровградская воспитательная колония УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области не обращался.

Оценивая установленные по делу обстоятельства в совокупности с положениями действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, принимая во внимание, что Орлов С.Г. до 01.03.2005 г. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по месту службы, с заявлением (рапортом) до указанной даты к ответчикам не обращался, поскольку с 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Орлова С.Г.

            Доводы истца и его представителя, в том числе о том, что истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на заседании жилищно-бытовой комиссии Управления по делам ГО и ЧС г. Димировграда, следовательно, вправе участвовать в подпрограмме, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении исковых требований Орлова С.Г. надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Орлова С.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности включить в список получателей социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                                              О.Н. Михайлова

2-1561/2018 ~ М-1441/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлов С.Г.
Ответчики
УФСИН России по Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Михайлова О. Н.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
22.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2018Передача материалов судье
27.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2018Подготовка дела (собеседование)
10.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2018Судебное заседание
09.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2018Дело оформлено
21.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее