63RS0007-01-2019-002115-04
Дело № 2а-1951/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.о. Самара 12 августа 2019 года
Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Жарковой И.А., с участием административного ответчика Шмаковой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к Шмаковой Ольге Ивановне о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Шмаковой О.И. о взыскании земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>, указав, что административный ответчик имеет задолженность по налогам. В установленные законом сроки административный ответчик исчисленные налоги и пени не уплатила, что явилось основанием для обращения в суд.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и/или в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Шмакова О.И. в судебном заседании с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, сославшись на оплату в полном объеме исчисленного налога.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
Изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п.1 ст. 3 НК РФ.
В силу ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 397 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 № 334-ФЗ, от 23.11.2015 № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что Шмакова О.И. является налогоплательщиком земельного налога.
По данным налогового органа Шмакова О.И. в налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ годов является собственником, в частности следующего имущества:
- земельный участок с кадастровым номером №,площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные данные также подтверждаются выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.п. 2, 3 ст.52 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым органом в порядке ст.ст. 52, 53 НК РФ сформировано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2014 год в сумме <данные изъяты>, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное уведомление направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
Впоследствии налоговым органом сформировано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное уведомление направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №
Налоговым органом сформировано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.Данное уведомление направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
В силу положений статей 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее <данные изъяты>, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст.75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик должен выплатить пени.
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование №, в котором Шмаковой О.И. в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование №, в котором Шмаковой О.И. в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование №, в котором Шмаковой О.И. в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
В указанный срок, по утверждению административного истца, требование не исполнено.
В силу ч. 4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.
Статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговый орган в силу п. 2 ст. 48 НК РФ имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности со Шмаковой О.И. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 133 Волжского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ по делу №а-2650/2018, согласно которому со Шмаковой О.И. взыскана указанная задолженность. Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, обращение к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени с административного ответчика подано по истечении установленного срока, ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогам, пени в суд не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О, пункт 3 статьи 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289. ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, из представленных административным ответчиком в материалы дела платежных документов следует, что Шмаковой О.И. в соответствии с налоговым уведомлением № об уплате земельного налога <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты>, произведена оплата в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты> произведена оплата в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты>, произведена оплата в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты>, произведена оплата в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>, произведена оплата в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований административного истца к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам и пени в связи с пропуском срока обращения в суд, а также в связи с полным и своевременным исполнением налогоплательщиком своей обязанности по оплате исчисленного налога.
Поскольку административный истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден, судебное решение состоялось в пользу административного ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к Шмаковой О. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, о взыскании земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд Самарской области.
Судья: Е.А. Тимагин
Решение принято в окончательной форме 19 августа 2019 года.
Судья: Е.А. Тимагин