ДЕЛО № 2а-2080/2022
УИД: 63RS0039-01-2022-002780-47
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2022 г. г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Битановой Т.Ж.,
рассмотрев административное дело № 2а-2080/2022 по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 18 по Самарской области к Мышенцеву В.Е. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №18 по Самарской области обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с настоящим административным иском, согласно которому, просит взыскать с Мышенцева В.Е. сумму задолженности по обязательным платежам на общую сумму 38 765, 69 руб.
Определением Ленинского районного суда г. Самары от 16.05.2022 г. административное дело по административному иску МИФНС России №18 по Самарской области к Мышенцеву В.Е. о взыскании задолженности по налогам, направлено по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Самары.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании поставлен вопрос об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, ввиду не соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, поскольку налоговое уведомление и требование об оплате налога было направлено налоговым органом не по адресу регистрации административного ответчика.
Представитель административного истца просил иск удовлетворить, однако подтвердил, что налоговые требования и уведомления направлялись Мышенцеву В.Е. по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая, 10-69. Оставил вопрос об оставлении без рассмотрения на усмотрение суда.
В судебном заседание административный ответчик иск не поддержал, указал что по адресу <адрес> не зарегистрирован с 2012 года. Оставил вопрос об оставлении без рассмотрения на усмотрение суда.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).
Согласно правовым предписаниям, закрепленным в пункте 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац 1).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с названным Кодексом (абзац 2).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3).
В силу положений статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как отмечается Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23.11.2017 N 2519-О, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления.
В обоснование заявленных требований налоговый орган ссылается на налоговое уведомление и требование № 23128 от 27.08.2018, №25154 от 21.05.2019, №24986 от 30.06.2020, №6529 от 03.02.2021, направленные в адрес административного ответчика и не исполненного им в добровольном порядке.
Как видно из материалов дела, вышеуказанное налоговое уведомление и соответствующие требования об уплате обязательных платежей, а также сумм пени, начисленных в связи с неуплатой налога, направлялись Мышенцеву В.Е. налоговым органом по адресу г. Самара<адрес>
Вместе с тем, как следует из ответа справочно – адресного бюро, Мышенцев В.Е. с 25.12.2012 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>
Обязанность направить налоговое уведомление по месту жительства налогоплательщика, если им не предоставлен налоговому органу иной адрес для переписки, лежит на налоговом органе.
В целях надлежащего обеспечения налоговыми органами данной обязанности положениями пункта 3 статьи 85 НК РФ предусмотрена обязанность органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания) сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Таким образом, налоговым органом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени по месту его жительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 196 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России №18 по Самарской области к Мышенцеву В.Е. о взыскании задолженности по налогам, - оставить без рассмотрения по существу.
Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья /подпись Е.А. Чиркова
Копия верна.
Судья