К делу 2-1814/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2014 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Лазаровича С.Н.,
с участием помощника прокурора Тыщенко Ю.Е.,
представителя заинтересованного лица администрации <...> сельского поселения МО Кореновский район Зленко В.Ю.,
при секретаре Антипиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие юридического лица администрации <...> сельского поселения МО Кореновский район,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кореновского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие юридического лица администрации <...> сельского поселения МО Кореновский район, в котором просит признать бездействие администрации <...> сельского поселения в части непринятия мер по организации на территории <...> сельского поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также информирования потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства, незаконным.
Обязать администрацию <...> сельского поселения Кореновского района организовать на территории <...> сельского поселения сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации <...> сельского поселения Кореновского района при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством.
На территории муниципального образования не приняты меры к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. Нормативные правовые акты в сфере организации сбора ртутьсодержащих ламп не принимались; места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не определены; потребители ртутьсодержащих ламп о порядке осуществления сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не информируются в силу отсутствия организации такого сбора со стороны органов местного самоуправления муниципального образования.
Указанные факты подтверждаются ответом администрации <...> сельского поселения Кореновского района.
Таким образом, органом местного самоуправления <...> сельского поселения Кореновского района не обеспечивается организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, не определены места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование, что нарушает права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории <...> сельского поселения Кореновского района (в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Неправомерные действия (бездействия) администрации <...> сельского поселения нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем прокурор был вынужден обратиться с данным заявлением в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Тыщенко Ю.Е. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации <...> сельского поселения МО Кореновский район по доверенности Зленко В.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что в настоящее время в бюджете администрации нет денежных средств для устранения выявленных недостатков. Просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.03.2015 года.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации <...> сельского поселения Кореновского района при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления поселения.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 N 33393) лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (4 71 101 01 52 1) относятся к 4 блоку, к отходам 1 класса опасности.
Во исполнение требований п. 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее Правила).
В соответствии с п. 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.
В силу требований п. 8 названных Правил органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Местом первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп является место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения (п. 2 Правил).
На основании п. 12 Правил в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях.
Вместе с тем, перечисленные требования федерального законодательства в <...> сельском поселении Кореновского района не исполнены. В частности, на территории муниципального образования не приняты меры к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. Нормативные правовые акты в сфере организации сбора ртутьсодержащих ламп не принимались; места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не определены; потребители ртутьсодержащих ламп о порядке осуществления сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не информируются в силу отсутствия организации такого сбора со стороны органов местного самоуправления муниципального образования.
Указанные факты подтверждаются ответом администрации <...> сельского поселения Кореновского района.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Таким образом, органом местного самоуправления <...> сельского поселения Кореновского района не обеспечивается организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, не определены места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование, что нарушает права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории <...> сельского поселения Кореновского района (в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
В соответствии с ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
Согласно ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Суд полагает установленным, что неправомерные действия (бездействия) администрации <...> сельского поселения нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд считает необходимым обязать администрацию <...> сельского поселения Кореновского района организовать на территории <...> сельского поселения сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также проинформировать потребителей.
С учётом изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие администрации <...> сельского поселения в части непринятия мер по организации на территории <...> сельского поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также информирования потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства, незаконным.
Обязать администрацию <...> сельского поселения Кореновского района организовать на территории <...> сельского поселения сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также проинформировать потребителей, предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.03.2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Кореновский районный суд в течение 30 дней со дня вынесения.
Судья: