Дело № 2-224/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п.Мордово 23 марта 2017 года.
Мордовский районный суд Тамбовской области всоставе:
председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Ворониной Е.к.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завершинская Е.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области о признании незаконным решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении спорных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
установил:
01 февраля 2017г. Завершинская Е.В. обратилась в. Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области (УПФР) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.
Решением ГУ - УПФР в Мордовском районе Тамбовской области от 17.02.2017г. № «Об отказе в назначении страховой пенсии по старости Завершинская Е.В.» Завершинская Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ - 25 лет.
Согласно решению ГУ - УПФР в Мордовском районе Тамбовской области № от 17.02.2017г. стаж Завершинская Е.В. на соответствующих видах работ по состоянию на 01.02.2017г. составил 24 года 05 месяцев 23 дня.
ГУ-УПФР в Мордовском районе Тамбовской области в стаж Завершинская Е.В. на соответствующих видах работ не были засчитаны следующие периоды:
- с 02.08.1993г. по 07.12.1993г. (4 месяца 06 дней) работа в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Мордовского районного лечебного объединения,
- с 02.04.2007г. по 02.05.2007г. (1 месяц 1 день), в течение которого Завершинская Е.В. находилась на курсах повышения квалификации.
Общая продолжительность периодов, не засчитанных ГУ - УПФР в Мордовском районе Тамбовской области в стаж на соответствующих видах работ, составила 05 месяцев 07 дней.
Не согласившись с решением ГУ-УПФР в Мордовском районе Тамбовской
области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, Завершинская Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в Мордовском районе Тамбовской области о признании незаконным решение ГУ-УПФР в Мордовском районе Тамбовской области от 17.02.20 17г. № «Об отказе в назначении страховой пенсии по старости Завершинская Е.В.». Истец Завершинская Е.В. просит суд обязать ответчика засчитать в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца период её работы в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном исчислении период нахождения на курсах повышения квалификации, обязать досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения с 01 февраля 2017г., взыскать с ответчика судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Завершинская Е.В. поддержала исковые требования и пояснила суду, что указанные спорные периоды работы исключены ответчиком из её специального стажа необоснованно. 25 лет она осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселке городского типа. В период с 02 августа по 07 декабря 1993г. она работала заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом. С 08 декабря 1993г. по 20 мая 2001г. фельдшером <данные изъяты> ЦРБ, с 21 мая 2001г. по настоящее время работает медицинской сестрой <данные изъяты> ЦРБ. 02 августа 1993г. приказом главного врача <данные изъяты> ЦРБ она была принята на должность заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП). В <данные изъяты> ФАП была установлена только одна штатная единица - заведующая ФАП. Других медицинских работников в штате ФАП не было. В её трудовой книжке занимаемая ею должность указана как «заведующая <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом». Согласно Приложению № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1973г. № 566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны», действовавшему в тот период, правильно её должность должна была именоваться как «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер». В штатном расписании её должность была указана как «заведующая-фельдшер», а в тарификационных списках её должность была указана как «заведующая <данные изъяты> ФАП-медсестра». Но как работник она не несет ответственности за ненадлежащее и неправильное оформление трудовой книжки и приказов, а также за неправильное наименование в них соответствующих должностей. Ошибка работодателя <данные изъяты> ЦРБ не может ограничивать её пенсионные права. В указанный спорный период она работала в одном лице и выполняла всю медицинскую работу по оказанию доврачебной медицинской помощи населению, вела прием больных, оказывала первую неотложную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, выполняла врачебные назначения, проводила профилактические прививки. В спорный период действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464, в соответствии с которым она, как сотрудник среднего медицинского персонала лечебного учреждения в сельской местности, имела право на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в <данные изъяты> ФАП в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Поэтому она просит суд не только обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период её работы в <данные изъяты> ФАП, но включить этот период работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Курсы повышения квалификации продолжительностью 1 месяц 1 день подлежат включению в её специальный стаж, так как в этот период за работником сохраняется место работы, средняя заработная плата, с которой производится отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Этот период подлежит включению в календарном исчислении. Она считает, что у ответчика не было правовых оснований для исключения из её стажа лечебной деятельности указанных спорных периодов. Поэтому отказ ответчика в досрочном назначении ей пенсии по старости она считает незаконным и необоснованным. Просит суд полностью удовлетворить её исковые требования и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости досрочно, так как на день обращения 01 февраля 2017г. с заявлением о назначении пенсии её стаж на соответствующих видах работ составил ровно 25 лет. Просит взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в Мордовском районе Тамбовской области по доверенности от 09 января 2017г. Рыжкова Ю.В. в судебном заседании исковые требования Завершинская Е.В. не признала и пояснила суду, что у Завершинская Е.В. не возникло право на досрочное назначение пенсии. Стаж работы Завершинская Е.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на 01 февраля 2017г., дату обращения за назначением пенсии, составил 24 года 05 месяцев 23 дня, при необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ - 25 лет. Спорные периоды работы истца исключены из стажа на соответствующих видах работ обоснованно. <данные изъяты> <данные изъяты> лечебное объединение, указанное в трудовой книжке истца, не поименовано в разделе «наименование учреждений» Списков работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которым может быть досрочно назначена пенсия по старости, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1066 и от 29 октября 2002г. № 871. В данных Списках районное лечебное объединение не указано. Должность заведующего ФАП не предусмотрена номенклатурой должностей медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999г. № 377. Пунктом 2 примечания к приказу № 377 предусмотрено, что наименование должности «заведующий» должно дополняться наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой медицинских специальностей. Заведующий ФАП мог выполнять обязанности акушера, фельдшера, медицинской сестры. В приказе о приеме на работу и в расчетно-платежных ведомостях истец Завершинская Е.В. значится как «заведующая ФАП», в тарификационных списках значится как «заведующая <данные изъяты> ФАП-медсестра», по штатному расписанию значится как «заведующая-фельдшер». В документах, представленных истцом, имеются разночтения, которые не позволяют включить спорный период в специальный стаж истца. Период нахождения истца Завершинская Е.В. на курсах повышения квалификации также не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, так как Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не содержат указания, что курсы повышения квалификации включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Ссылка истца на Трудовой кодекс является необоснованной, так как Трудовой кодекс регулирует отношения между работником и работодателем, а пенсионное законодательство регулирует отношения по порядку и условиям подсчёта стажа и назначению пенсий. Так как у истца отсутствует необходимый стаж на соответствующих видах работ, она просит отказать Завершинская Е.В. в удовлетворении её иска.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные суду, приходит к следующим выводам.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.6 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации, граждане при обретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N2 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», применяется, в том числе, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно (далее Список от 6 сентября 1991г. № 464).
В п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» судам разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (постановление № 1066).
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
В ходе судебного разбирательства судом установлено и доказано материалами дела, что истец Завершинская Е.В. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселке городского типа.
Согласно трудовой книжке истца Завершинская Е.В. серии № № истец Завершинская Е.В. в спорный период с 02.08.1993г. по 07.12.1993г. работала в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом <адрес> лечебного объединения.
Из акта документальной проверки отдельных периодов работы истца Завершинская Е.В., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.l ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 26.01.2017г., следует, что истец Завершинская Е.В., окончившая <данные изъяты> медучилище в июне 1993г. по специальности медсестра, принята на должность заведующей <данные изъяты> ФАП с 2 августа 1993г. (приказ № от 02.08.1 993г. по <адрес>ному лечебному объединению). С 8 декабря 1993г. Завершинская Е.В. переведена на должность школьного фельдшера (приказ № от 08.12.1993г. по <данные изъяты> ЦРБ). В тарификационном списке на 01.09.1993г. истец Завершинская Е.В. значится заведующей <данные изъяты> ФАП-медсестра. По штатному расписанию по <данные изъяты> ФАП за период с августа по декабрь 1993г. истец Завершинская Е.В. значится заведующая-фельдшер на 1 ставку.
Так как спорный период работы истца Завершинская Е.В. с 02.08.1993г. по 07.l2.1993г. (4 месяца 06 дней) протекал в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г., когда пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», то для учета соответствующей деятельности истца может применяться Список от 6 сентября 1991г. № 464.
Согласно действовавшему до 01 ноября 1999г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарноэпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Поскольку в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, то следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к среднему медицинскому персоналу отнесены заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра).
Согласно Положению о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденному приказом Минздрава СССР от 27 июля 1973г. № 566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны», действовавшему в спорный период, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке, на который возлагается оказание населению доврачебной медицинской помощи; своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача; организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства; проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, сельскохозяйственного и бытового травматизма; проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности; участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных пунктов; про ведение подворных обходов по эпидемическим показаниям.
Согласно Положению о заведующем фельдшерско-акушерским пунктомфельдшере, утвержденному тем же приказом, действовавшему в спорный период, на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом фельдшер оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерскоакушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебнопрофилактическое учреждение, сопровождая больного в необходимых случаях лично: своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; выполняет врачебные назначения; подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте; участвует в диспансеризации населения; проводит простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура; профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению; противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; подворные обходы по эпидемическим показаниям; санитарно-просветительную работу среди населения. Обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников. Заведующий фельдшерскоакушерским пунктом - фельдшер имеет право: в пределах своей компетенции и профессиональных прав обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и профилактическую работу.
При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Оценив доказательства, представленные истцом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о включении периода работы в должности заведующей Стрелецким ФАП в специальный стаж, поскольку при исследовании представленных документальных доказательств нашло подтверждение осуществление истцом в оспариваемый период работы, соответствующей работе в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера, предусмотренной Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999г. № 377, и Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.
В период осуществления истцом трудовой деятельности и в настоящее время пенсионное законодательство предусматривает указание должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом с указанием второй должности среднего медицинского персонала, а именно: фельдшер, акушерка, медицинская сестра.
Неполное наименование должности в соответствии с требованиями закона в правоустанавливающих документах истца, не зависящее от воли работника, не может являться основанием для лишения работника гарантированного права на назначение страховой пенсии, поскольку работник не может нести ответственность за правильность заполнения документов работодателем.
Следовательно, период работы истца с 02.08.1993г. по 07.12.1993г. (4 месяца 06 дней) в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом <адрес> лечебного объединения подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Учитывая, что пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за один год и 3 месяца, то стаж работы истца в спорный период должен быть исчислен в указанном льготном порядке. Так как период работы истца с 02.08.1993г. по 07.12.1993г. (4 месяца 06 дней) в сельской местности в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Мордовского районного лечебного объединения имел место до 01 ноября 1999г., то его следует исчислять из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений нормативных актов, у ответчика ГУ - УПФР в Мордовском районе Тамбовской области оснований для исключения из специального стажа периодов работы истца с 02.08.1993г. по 07.12.l993г. заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом не имелось.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в Списке № 464 поименован средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, принимая во внимание, что работник не несет ответственность за ведение трудовых книжек и издание приказов, суд считает нужным удовлетворить требования истца и включить период работы истца Завершинская Е.В. с 02.08.1993г. по 07.12.1993г. (4 месяца 06 дней) в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом <адрес> лечебного объединения в специальный льготный стаж.
Принимая во внимание, что истец осуществляла свою медицинскую деятельность в сельской местности до 01 ноября 1999г., суд считает нужным включить период работы истца с 02.08.1993г. по 07.l2.l993r. (4 месяца 06 дней) в льготном исчислении как один год работы в сельской местности и поселках городского типа за один год и 3 месяца, включив в стаж на соответствующих видах работ 5 месяцев 6 дней.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в период с 02.04.2007г. по 02.05.2007г. (1 месяц 1 день) истец Завершинская Е.В. находилась на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст.73 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказом Минздрава РФ от 05.06.1998г. № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» для медицинских специалистов со средним медицинским образованием предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению. Медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.
В статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ дано понятие квалификации работника. Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В соответствии со ст.196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В ходе судебного разбирательства судом установлено, что повышение квалификации является условием выполнения истцом Завершинская Е.В. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В соответствии с положениями ст.ст.187, 196, 197 Трудового кодекса РФ никакого перерыва стажа и изменения работы при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от производства не происходит, в периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации за ним сохраняется средняя заработная плата по месту работы, с которой работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истца Завершинская Е.В. в календарном исчислении, поскольку для прохождения указанных курсов истец была направлена именно работодателем с соблюдением норм действующего трудового законодательства и указанный период был сопряжен с осуществляемой ею медицинской деятельностью. Повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, в связи с чем период такого обучения должен расцениваться как продолжение медицинской деятельности.
Таким образом, период нахождения истца Завершинская Е.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 02.04.2007г. по 02.05.2007г. (1 месяц 1 день) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в календарном исчислении.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006г., закреплена позиция Верховного Суда РФ, согласно которой период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд считает нужным удовлетворить требования истца Завершинская Е.В. и обязать ГУ-УПФР в Мордовском районе Тамбовской области включить в календарном исчислении в стаж на соответствующих видах работ период работы с 02.04.2007г. по 02.05.2007г. (1 месяц 1 день), - в течение которого истец Завершинская Е.В. находилась на курсах повышения квалификации.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов специальный стаж истца составил 25 лет, суд считает нужным назначить Завершинская Е.В. страховую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 01 февраля 2017г.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 28 декабря 201Зг. № «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд считает нужным удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.l ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, суд признает отказ ГУ-УПФР в Мордовском районе Тамбовской в досрочном назначении страховой пенсии по старости 3авершинской Е.В. незаконным.
Суд считает нужным обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с 02.08.1993г. по 07.12.1993г. (4 месяца 06 дней) в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Мордовского районного лечебного объединения в льготном исчислении как один год работы в сельской местности и поселках городского типа за один год и 3 месяца, включив в стаж на соответствующих видах работ 5 месяцев 6 дней, включить в календарном исчислении период с 02.04.2007г. по 02.05.2007г. (1 месяц 1 день), - в течение которого истец 3авершинская Е.В. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, всего включить в стаж на соответствующих видах работ 06 месяцев 07 дней. Обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения с 01 февраля 2017г. Взыскать с ответчика судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Завершинская Е.В. удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области № от 17.02.2017 года «Об отказе в назначении страховой пенсии по старости 3авершинской Завершинская Е.В.» незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
- период работы 3авершинской Завершинская Е.В. с 02.08.1993г. по 07.12.1993г. (04 месяца 06 дней) в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом <адрес> лечебного объединения в льготном исчислении как один год работы в сельской местности и поселках городского типа за один год и 3 месяца и включить в стаж на соответствующих видах работ 5 (пять) месяцев 6 (шесть) дней;
- период работы 3авершинской Завершинская Е.В. с 02.04.2007г. по 02.05.2007г. (1 месяц 1 день), в течение которого 3авершинская Завершинская Е.В. находилась на курсах повышения квалификации, в
календарном исчислении;
всего включить в стаж на соответствующих видах работ 06 (шесть) месяцев 07 (семь) дней.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области назначить Завершинская Е.В. страховую пенсию по старости с момента обращения с 01 февраля 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области в пользу Завершинская Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд, принявший решение.
Председательствующий судья О.А. Ефимкина
Мотивированное решение составлено 28 марта 2017г.
Председательствующий судья О.А. Ефимкина