РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2013 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Оноколова П.Ю., при секретаре Алихановой Д.Э., с участием помощника военного прокурора – войсковая часть 44662 капитана юстиции Швидько А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части 63354 рядового ФИО6, обоспаривании действий командующего войсками Южного военного округа, командира войсковой части 63354 и руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных сдосрочным увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части,
установил:
Заявитель Алиева обратился в суд с заявлением, в котором просила:
- признать приказ командующего войсками Южного военного округа (далее – командующий) от 28 мая 2013 г. № 118-кс, в части её досочного увольнения в запас своенной службы по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «Овоинской обязанности и военной службе» и обязать указанное должностное лицо егоотменить, восстановив на военной службе и в списках личного состава войсковой части 63354;
- признать незаконным приказ командира войсковой части 63354 (далее – командир) от 13 августа 2013г. № 175, в части её исключения из списков личного состава воинской части и обязать названное должностное лицо его отменить;
- обязать руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ) выплатить ей денежное довольствие за период незаконного увольнения с военной службы.
Представители командующего, командира и руководителя ЕРЦ, а также заявитель извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд неявились, в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, что в силу требований ст. 257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения настоящего заявления.
Представители командующего и руководителя ЕРЦ в своих возражениях требования Алиевой не признали, поскольку заявитель была уволена на законных основаниях в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Алиева в своем заявлении в суд указала, что об издании приказа командующего от28 мая 2013 г. № 118-кс узнала 30 августа 2013 г. при получении предписания для убытия в военный комиссариат по г. Буйнакску и Буйнакскому району Республики Дагестан для постановки на воинский учет.
Должностными лицами суду не представлено доказательств о доведении до Алиевой обжалуемого приказа командующего от 28 мая 2013 г. № 118-кс, ранее30августа 2013 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявителем не пропущен трехмесячный процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанных действий командующего, связанных с изданием приказа от 28 мая 2013г. № 118-кс, в части досочного увольнения заявителя в запас с военной службы. Поэтому фактические обстоятельства дела подлежат исследованию.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Заявитель в соответствии с приказом командира войсковой части 63354 от29ноября 2011 г. № 275 убыла в отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет по 3 января 2013 г.
Алиева является одинокой матерью, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с чем с 1 января 2012 г. получает пособие, что подтверждается справкой выданной управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании «Город Буйнакск».
28 мая 2013 г. командующий издал приказ № 118-кс о досочном увольнении заявителя в запас с военной службы по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Заявитель в соответствии с приказом командира войсковой части 63354 от13августа 2013 г. № 175 исключена с 12 августа того же года из списков личного состава воинской части. Основанием для издания командиром вышеприведенного приказа послужил приказ командующего от 2 августа 2013 г. № 109.
Должностными лицами не представлены суду доказательства и сведения о наличии либо об отсутствии вакантных воинских должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, в соответствии с ранее занимаемой Алиевой воинской должности и еёвоенно-учетной специальностью. В том числе заявителю не предлагалось быть назначенной на высшую либо низшую воинскую должность.
Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются вышеприведенными выписками из приказов командующего и командира, а также копией представления кувольнению с военной службы, копией рапорта врио начальника отделения комплектования войсковой части 63354 от 15 апреля 2013 г., копией листа беседы сзаявителем от 15 апреля 2013 г., выпиской из протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части 63354 от 11 мая 2013 г. № 6, копией свидетельства орождении и копией справки выданной управлением социальной защиты населения вмуниципальном образовании «Город Буйнакск».
Оценив предоставленные суду доказательства в совокупности с доводами сторон, отраженных в их возражениях, а также заслушав заключение прокурора, высказавшего мнение о необходимости восстановления Алиевой на военной службе, суд приходит к убеждению, что её заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу поконтракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее – ОШМ), в частности, при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Следовательно, при проведении ОШМ командование обязано рассмотреть вопрос о назначении военнослужащего, должность которого подверглась ОШМ, на равную воинскую должность, а при отсутствии таких вакантных должностей, выяснить мнение о возможности назначения на низшую или возможности выдвижения (с его согласия) навысшую воинскую должность, и только при несогласии его быть назначенным наэтивоинские должности, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по данному основанию.
Из материалов дела усматривается, что на основании директивы НГШ ВС РФ от19октября 2011 г. № 314/2/4872 занимаемая Алиевой должность сокращена, азаявитель выведена в связи с этим в распоряжение командира.
Приказом командующего от 28 мая 2013 г. № 118-кс заявитель досрочно уволена своенной службы в связи с ОШМ.
Командование нерассматривало вопрос о её назначении на иную воинскую должность, в том числе в масштабах Вооруженных Сил Российской Федерации, всоответствии с военно-учетной специальностью Алиевой.
Также командование воинской части не выясняло согласие заявителя на назначение на высшую или низшую воинскую должность.
Доказательств отсутствия вакантных должностей в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации должностными лицами, чьи действия оспариваются, непредоставлено, в то время как частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность подоказыванию законности оспариваемых решений возложена на должностных лиц, принявших оспариваемые решения.
Таким образом, командующим и командиром нарушен установленный законодательством порядок досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, поскольку перед принятием решения об увольнении Алиевой с военной службы в связи ОШМ не был разрешён вопрос о возможности еёназначения на равную воинскую должность, а также не выяснялось её согласие сназначением на низшую или возможность её выдвижения (с её согласия) на высшую воинскую должность.
Кроме того, в соответствии пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 определено, что увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, атакже имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), недопускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в» - «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.
Алиева согласие на увольнение с военной службы не давала, что отражено в листе беседы от 15 апреля 2013 г.
Поэтому оспоренный заявителем приказ командующего от 28 мая 2013 г. № 118-кс в части её досочного увольнения с военной службы в запас в связи с ОШМ, подлежит отмене как незаконный, поскольку командованием не предприняты исчерпывающие меры по рассмотрению вопроса о её служебном предназначении, кроме того удолжностных лиц не имелось правовых оснований для досрочного увольнения военнослужащей Алиевой, как одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет.
Учитывая, что приказ командира войсковой части 63354 от 13 августа 2013 г. №175, в части исключения Алиевой из списков личного состава воинской части издан на основании приказа командующего от 2 августа 2013 г. № 109, то они подлежат отмене как нарушающие права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи сэтим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Поскольку суд признает, что Алиева необоснованно уволена с военной службы, тоона подлежит восстановлению на военной службе и в списках личного состава воинской части, а также обеспечению всеми видами положенного довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 258 ГПК Российской Федерации суд,
решил:
ФИО7 удовлетворить.
Признать незаконными приказы командующего войсками Южного военного округа от 28 мая 2013 г. № 118-кс, в части досочного увольнения ФИО8 в запас с военной службы по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и от 2 августа 2013 г. № 109, вчасти её исключения из списков личного состава войсковой части 63354.
Обязать командующего Южного военного округа отменить приказы от 28 мая 2013г. № 118-кс, в части досочного увольнения ФИО9 в запас своенной службы по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «Овоинской обязанности и военной службе» и от 2 августа 2013 г. № 109, в части её исключения изсписков личного состава войсковой части 63354.
Признать незаконным приказ командира войсковой части 63354 от 13 августа 2013г. № 175, в части исключения ФИО10 из списков личного состава воинской части.
Обязать командира войсковой части 63354 отменить приказ от 13 августа 2013г. №175, в части исключения ФИО11 из списков личного состава воинской части.
Обязать руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации обеспечить ФИО12 денежным довольствием, недополученным после необоснованного увольнения с военной службы, после внесения уполномоченными должностными лицами соответствующих сведений в совмещенное программное изделие ресурсного обеспечения «Алушта».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда черезМахачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его.
Председательствующий