Дело №2-866/1/2014 г.
мотивированное
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,
при секретаре Чебаковой О.И.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Жуковского района Калужской области Нюнько А.А.,
истца Марченко М.А., представителя истца Щедроткина Е.В., представителя ответчика Бондаренко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жукове в зале суда
19 августа 2014 года
гражданское дело по иску заместителя прокурора Жуковского района Калужской области в интересах Марченко М. А. к администрации сельского поселения «деревня Верховье» о признании незаконными действий и о понуждении восстановить в очереди на улучшение жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
09.07.2014 года заместитель прокурора Жуковского района Калужской области в интересах Марченко М.А. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «деревня Верховье» о признании незаконными действий, обязать восстановить Марченко МА. в очереди с ДД.ММ.ГГГГ как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Марченко М.А. состоит в очереди на получение жилплощади на льготных условиях в совхозе «Белоусовский» с 1985 года. Марченко М.А. обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении ее в очереди на улучшение жилищных условий в силу того, что жилищный учет производила администрация, а не совхоз Белоусовский. В соответствии со ст. 30 ЖК Р., Постановления Совета М. Р. от 31 и юля 1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Р.» Марченко М.А. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту работы с ДД.ММ.ГГГГ года. Списки работников совхоза «Белоусовский» согласованы с председателем исполкома Передольского сельского Совета. Однако, данный список в администрацию сельского поселения «деревня Верховье» не передавался. Поскольку Марченко М.А. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, то в силу ч.2 ст.6 ЖК РФ, сохраняет право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма, при этом повторной подачи истцом заявления о постановке на соответствующий учет, а также признания истца малоимущей, не требуется. Просит восстановить Марченко М.А. в очереди на улучшение жилищных условий.
Истец Марченко М.А. исковые требования поддержала и пояснила, что никогда в совхозе «Белоусовский» не работала, однако, однокомнатную квартиру получила от совхоза и была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий. Считала, что существует единый список, и она была поставлена на учет по месту своего жительства.
Представитель истца – Щедроткин Е.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – Бондаренко Т.А. исковые требования не признала и пояснила, что списки очередников администрацией Передольского сельского Совета, существовавшего до организации на данной территории администрации сельского поселения «деревня Верховье» велись с первого обращения граждан с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся на получение жилья с февраля 1995 года. Марченко М.А. с таким заявлением о постановке ее на учет по месту жительства не обращалась, а состояла в очереди по месту работы. Поэтому в требовании в 2008 году о восстановлении ее в очереди на улучшение жилищных условий было отказано. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и с приложением всех необходимых к заявлению документов, истец к ответчику не обращался. Просит применить срок исковой давности.
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Марченко М.А. ( добрачная фамилия Мамедова), что подтверждается копией свидетельства о заключении брака, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена в очередь на получение жилплощади по совхозу «Белоусовский».
На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ ей на семью из 3-х человек была выделена однокомнатная квартира площадью 19,5 кв.м.
При этом Марченко М.А. осталась состоять на учете в списках очередности на получение жилья по совхозу «Белоусовский» на улучшение жилищных условий, что подтверждается списками совхоза «Белоусовский» на 1989 год.
ДД.ММ.ГГГГ Марченко М.А. и члены ее семьи заключают договор с ОПХ «Белоусовский» на передачу квартиры в собственность на основании Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Из трудовой книжки Марченко М.А. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год она работала в должности заведующей Росляковским сельским клубом.
Как следует из пояснений самой истицы, и не отрицается сторонами данный сельский клуб был одним из клубов, располагаемых на территории, принадлежащей на тот момент совхозу «Белоусовский».
Статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Таким образом, право выбора варианта разрешения вопроса о постановке на учет нуждающихся в жилье либо по месту жительства, либо по месту работы, либо одновременно по месту жительства и по месту работы, принадлежало гражданину.
Довод истца о том, что списки были утверждены решением исполнительного комитета Передольского сельского Совета народных депутатов, поэтому это был единый список, как по месту жительства, так и по месту работы, не состоятелен.
В соответствии с п. 9,10 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР следует, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - работники медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, непосредственно обслуживающие трудовые коллективы данных предприятий, учреждений, организаций.
Таким образом, истец могла состоять и состояла в очереди на улучшение жилищных условий по месту работы – предприятия федерального государственного унитарного опытно-производственного хозяйства «Белоусовское».
В силу п.15 этого же Постановления Совмина РСФСР следует, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, если в них включены граждане с нарушением правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
Таким образом, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов осуществляли контрольные функции по соблюдению законности внесения в списки очередников, поэтому утверждение списка очередников, на который ссылается истец, исполкомом Совета народных депутатов не является доказательством того, что данный список был по месту ее жительства, а не работы.
Федеральным законом от 29.12.2004 года N 189-ФЗ с 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан с целью последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде предусмотрены ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Для этого необходимо соблюдение следующих условий: признание гражданина малоимущим; признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; проживание в соответствующем населенном пункте.
Из материалов дела следует, что заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, было подано Марченко М.А. только по месту своей работы, с аналогичным заявлением в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов по месту своего жительства она не обращалась, тем самым распорядилась принадлежащим ей правом выбора. Возможностью состоять на жилищном учете одновременно и по месту работы и по месту жительства не воспользовалась.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Жуковский район» Калужской области от 28.06.2004 года № 168 жилые дома ФГУОПХ «Белоусовское» были переданы в муниципальную собственность в связи с введением конкурсного производства.
Поскольку Марченко М.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в исполкоме Совета народных депутатов, а также в администрации сельского поселения «деревня Верховье» не состояла, оснований для удовлетворения ее исковых требований о восстановлении в очереди с 23.07.1985 года как нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имеется.
Доводы истца о том, что в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" за Марченко М.А. сохраняется право состоять на жилищном учете после 01.03.2005 года в Администрации сельского поселения «Деревня Верховье», судом во внимание приняты быть не могут, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, поскольку истцу Марченко М.А. стало известно о том, что она не состоит в очереди на улучшение жилищных условий в 2008 году, о чем свидетельствует и заявление истца от 22.01.2008 года о восстановлении ее в очереди.
В соответствие со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Доказательств, свидетельствующий об уважительной причине пропуска срока исковой давности, Марченко М.А. не представлено.
В соответствие с ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, действия администрации сельского поселения «деревня Верховье» Жуковского района Калужской области по не включению Марченко М.А. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются законными, поскольку к ответчику истец с заявлением о предоставлении жилья либо об улучшении жилищных условий, не обращалась.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В исковых требованиях заместителя прокурора Жуковского района Калужской области в интересах Марченко М. А. к администрации сельского поселения «деревня Верховье» о признании незаконными действий о не включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать восстановить в очереди с ДД.ММ.ГГГГ как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский райсуд в течение 1 месяца
Судья: подпись Лобзова Л.В.
Копия верна. Судья: Л.В.Лобзова