Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-22080/2020 от 13.07.2020

Судья: Гусихин Н.Я. Дело № 33-22080/2020

№ 2-451/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Волошиной С.Г., Малахай Г.А.,

при ведении протокола помощником судьи Айбатулиным С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Крымском районе Краснодарского края на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 12 февраля 2020 года,

заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Прямушко У.К. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Крымском районе Краснодарского края (далее УПФР), в котором просила признать незаконным отказ УПФР от 06.12.2019 <№..>, обязать ответчика включить в педагогический стаж истца для приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 09.10.2007 г. по 31.08.2010 г. в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр», назначить страховую пенсию с момента обращения с 28.11.2019, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 25000 руб., госпошлины 300 руб.

В обоснование своих доводов истец указала, что в ноябре 2019 года, Прямушко У.К. обратилась в УПФР для назначения досрочной трудовой пенсии. Решением Пенсионного фонда от 06.12.2019г. <№..> истцу было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчик при подсчёте льготного стажа исключил период ее педагогической деятельности с 09.10.2007 года по 31.08.2010 года в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр» в должности педагога дополнительного образования с совмещением должности педагога-организатора. С решением об отказе Прямушко У.К. не согласна. Полагает, что работодатель ошибочно за указанные периоды не проставил код льготы, при сдаче отчетов в ПФР организацией. Данное обстоятельство не может лишить ее льготного стажа. По трудовому договору <№..> от 01.10.2007 года она была принята на должность педагога - организатора 0,5 ставки и согласно, заключенному дополнительному соглашению <№..> от 01.12.2008 года - работала по совместительству педагогом дополнительного образования с нагрузкой 9 часов в неделю. Период с 09.10.2007 года по 30.11.2008 год не принят к зачету в льготный педстаж, так как должность педагог-организатор не поименована Списком <№..> от 29.10.2002 года, и так как работу в должности педагога-организатора не учли, то соответственно отказали учесть и период деятельности в должности педагога дополнительного образования 0,5 ставки, так как не выполнены нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы. Все время она работала в организации для детей, непосредственно с детьми и осуществляла педагогическую деятельность. Факт ее льготной работы подтверждается трудовой книжкой и справкой, где указано, что работа в названных должностях и учреждениях дает право на досрочное назначение пенсии. Кроме того указанные периоды работы в стаж не были приняты в связи с тем, что на 01.01.2001 год не выполнено одно из условий для назначения пенсии, то есть не выработан стаж 16 лет 08 месяцев, в соответствии с п. 12 Правил исчислений периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 п.2. Так как названный нормативный акт вступил в силу позднее периода, который ответчик не принял к зачету, истец полагает, что этот период подлежит включению в специальный стаж, независимо от момента обращения за назначением пенсии. Прямушко У.К. в заявлении ссылается на то, что её педагогический стаж составляет более 25 лет, и она имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем вынуждена обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Обжалуемым решением суда исковое заявление Прямушко У.К. удовлетворено.

В апелляционной жалобе начальник управления Пенсионного фонда РФ в Крымском районе Краснодарского края Багян Э.Г. просит решение Крымского районного суда Краснодарского края от 12 февраля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Прямушко У.К. отказать в полном объеме. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным и необоснованным.

Участвующие в деле лица, в том числе истец и ее представитель, в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.

Информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчиков, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Прямушко У.К. в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным спорным отношениям.

Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и когда оно содержит исчерпывающие выводы суда из установленных фактов.

Указанные требования закона судом первой инстанции соблюдены не были.

Решением ГУ УПФ РФ в Крымском районе Краснодарского края от 06.12.2019 г. Прямушко У.К. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Указанным решением ответчиком из подсчета страхового и специального стажа исключен период работы Прямушко У.К. в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр» с 09.10.2007 года по 31.08.2010 года.

Удовлетворяя заявленные Прямушко У.К. требования, суд первой инстанции указал, что Прямушко У.К. была принята на работу в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр» в должности преподавателя на ставку, которая сложилась из 0,5 ставки педагога дополнительного образования и 0,5 ставки педагога-организатора. Все время она работала в организации для детей, непосредственно с детьми и осуществляла педагогическую деятельность. Факт ее льготной работы подтверждается письменными материалами дела. В силу своего фактического возраста истец не мог выработать педагогический стаж на 01.01.2001 г. продолжительностью 16,8 лет. Положения п. 12 Правил исчислений периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не применимы к спорным правоотношениям, поскольку ухудшают положение истца. Фактический стаж Прямушко У.К. составляет более 25 лет, что, по мнению суда первой инстанции, даёт ей право на досрочное назначение страховой пенсии.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, полагая, что они постановлены с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; не соответствием выводов суда, обстоятельствам дела, неправильным применение норм материального права.

Так, в настоящее время, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В указанных списках отсутствует наименование должности и «педагог-организатор».

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрено самостоятельное наименование должности «педагог-организатор», однако в названные Списки данная должность включена не была.

Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.

В силу правой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении 20.12.2018 N 3329-О, такое правовое регулирование, направленное на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем лицам, непосредственно осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не может расцениваться как нарушающее конституционные права.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Так из материалов дела следует, что по трудовому договору <№..> от 01.10.2007г. Прямушко У.К. была принята с 09.10.2007г. педагогом-организатором, согласно дополнительному соглашению <№..> от 01.12.2008г. Прямушко У.К. принята с 01.12.2008г. по совместительству педагогом дополнительного образования с нагрузкой 9 часов в неделю.

Согласно представленной справке <№..> от 11.06.2019г. Прямушко У.К. работала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр» с 09.10.2007г. по 31.08.2010г. в должности педагога-организатора на 0,5 ставки, с 01.12.2008г. по 31.08.2010г. в должности педагога дополнительного образования в порядке совмещения на 0,5 ставки. В основании выдачи справки указаны только лицевые счета по заработной плате 2007-2010гг.

В выписке индивидуального лицевого счёта застрахованного лица сведения о периоде работы с 09.10.2007г. по 31.08.2010г. указаны без кода льготы.

Таким образом, территориальное Управление Пенсионного фонда обоснованно не включило период работы истца в должности педагога-организатора с 09.10.2007 г. по 30.11.2008 г. необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку данная должность не поименована списком <№..> от 29.10.2002г.

Судебная коллегия также соглашается с решением Пенсионного фонда о том, что период работы истца с 01.12.2008г. по 31.08.2010г. в должности педагога дополнительного образования в порядке совмещения на 0,5 ставки, не может быть зачтен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как в силу Правил <№..> от 29.10.2002г. данная работа осуществлялась Прямушко У.К. без выполнения нормы рабочего времени установленной за полную (целую) ставку заработной платы.

Кроме того, по делу установлено, что истцом не выполнены следующие условия для досрочного назначения пенсии:

- на 01.01.2001 года в должностях, в учреждениях, указанных в Списке стаж - 16 лет 08 месяцев;

- не имеется факта работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» (Учреждения дополнительного образования детей) Списка.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах решение Крымского районного суда Краснодарского края от 12 февраля 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, связи с чем оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Прямушко У.К. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Крымском районе Краснодарского края об обжаловании отказа в установлении страховой пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Крымского районного суда Краснодарского края от 12 февраля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Прямушко Ульяны Кириаковны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Крымском районе Краснодарского края о признании незаконным решения от 06.12.2019 <№..> об отказе в установлении пенсии, обязании УПФР в Крымском районе Краснодарского края включить в педагогический стаж истца для приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 09.10.2007 г. по 31.08.2010 г. в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр», назначении страховой пенсии с момента обращения с 28.11.2019 года, взыскании с ответчика судебных расходов – отказать.

Председательствующий

Судьи

33-22080/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прямушко Ульяна Кириаковна
Ответчики
УПФ РФ по Крымскому району
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Быстров Андрей Николаевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
13.07.2020Передача дела судье
03.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее