РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Гарибове Р.Б.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
установил:
<адрес> в интересах ФИО1 обратился с иском к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать лишена родительских прав, отец умер. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласно распоряжения администрации <адрес> №/п определен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 ФИО1 с составом семьи 1 человек включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда До настоящего времени жилье ФИО1 не предоставлено, чем нарушены его права, предоставленные законом. Просит обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, с учетом состава семьи один человек, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.
Представитель Администрации городского округа Тольятти ФИО6, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5. Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляют органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий, за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета. Организация финансирования и расходования средств областного бюджета, предусмотренных на исполнение расходных обязательств Администрации г.о. Тольятти, возникающих при выполнении государственных полномочий <адрес> по формированию специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется за счет совместных действий Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> и Администрации г.о. Тольятти. При этом Администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство для получения субвенций из областного бюджета. Использование собственных средств является правом органа местного самоуправления. Отсутствие достаточного финансирования препятствует выполнению государственных полномочий в полном объеме. В силу ст.ст. 4,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Право на внеочередное обеспечение жильем указанной категории лиц отсутствует. Жилые помещения указанной категории граждан предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета, в связи с чем, считают, что надлежащим ответчиком по делу является не Администрация г.о. Тольятти, а Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>. Администрация г.о. Тольятти не оспаривает право ФИО1 на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, однако необходимо учитывать наличие списка из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые встали на очередь ранее него. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материала дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
�����������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????????????????????��??????J?J??�?????????J?J??�??????????�?�???�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������������?�?????¤????W?�?????¤????W??�?�?����������������������������������������������������������������������������������������������
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО2 лишена родительских прав, а отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО1, решением Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о смерти ФИО3
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласно распоряжения администрации <адрес> №/п определен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в квартире общей площадью 34,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери ФИО2
Другого жилья ФИО1 не имеет.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из поквартирной карточки, карточкой регистрации, уведомлениями Управления Росреестра по <адрес>.
В соответствии с п.п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:… общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.
Представитель ответчика не оспаривает, что ФИО1 состоит в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающийся в жилом помещении и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Право ФИО1 на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда как лица, нуждающегося в жилом помещении и состоящего в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение данного жилого помещения, представитель ответчика в судебном заседании не оспорила.
Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.
Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, также не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный <адрес>, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории <адрес>, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Кроме того, согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Доводы представителя администрации г.о. Тольятти о том, что жилые помещения в соответствии с действующим законодательством предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и в случае удовлетворения исковых требований будут существенно ущемлены права иных лиц, внесенных в Список ранее, не могут быть приняты во внимание, так как положения ЖК РФ и иных федеральных законов не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
При этом, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем специализированного жилищного фонда должна быть возложена на администрацию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и должен быть обеспечен жильем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи 1 человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2017
Председательствующий: А.В. Сураева