Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-320/2019 ~ М-328/2019 от 25.12.2019

УИД 28RS0007-01-2019-000604-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 декабря 2019 года город Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Даниловой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Батищевой А.Э.,

в открытом судебном заседании, в помещении районного суда, рассмотрев административное дело № 2а-320/2019 по административному исковому заявлению администрации Завитинского района Амурской области к ОСП по Завитинскому району и УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Завитинского района Амурской области обратилась в суд с данным административным исковым заявлением указав, что решением Завитинского районного суда Амурской области от 25 июля 2019 года на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО1. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 кв.м., на одного человека. 08 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении администрации Завитинского района. 11 декабря 2019 года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением администрацией решения суда о предоставлении ФИО1. жилого помещения. Указывая, что в действиях администрации отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда, поскольку с момента возбуждения исполнительного производства администрацией предпринимались все меры к исполнению требований исполнительного документа, просит суд освободить администрацию Завитинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 34266/19/28007-ИП.

Представитель административного истца - администрации Завитинского района, представитель административных ответчиков - ОСП по Завитинскому району и УФССП по Амурской области, заинтересованные лица прокурор Завитинского района Амурской области, представитель отдела опеки и попечительства администрации Завитинского района и ФИО1 извещённые о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в суд не прибыли, в связи с тем, что их явка не признавалась судом обязательной, административное дело рассмотрено в отсутствие не прибывших лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Завитинского районного суда от 25 июля 2019 года, вступившим в законную силу 30 августа 2019 года, на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров, на одного человека.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области 08 ноября 2019 года на основании указанного решения суда в отношении администрации Завитинского района возбуждено исполнительное производство № 34266/19/28007-ИП.

Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Также в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника - организации.

11 декабря 2019 года судебным приставом - исполнителем ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 34266/19/28007-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению ФИО1. благоустроенного жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации Завитинского исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Согласно частям 1-3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведённым положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

Часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведённых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13- П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом- исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств (министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации Завитинского района по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, в связи с чем у администрации в настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствует реальная возможность по обеспечению ФИО1 жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.

В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счЁт субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Законом Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию «Завитинский район» доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в размере: 2019 год – 6 348 500 рублей.

В 2019 году до органа местного самоуправления из областного бюджета доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей- сирот в размере 4 771 800 руб. в соответствии с соглашением от 01 марта 2019 года №14, дополнительным соглашением от 02 июля 2019 года №1, уведомление по расчетам между бюджетами от 02 апреля 2019 года №18.6.

Администрация Завитинского района Амурской области может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств.

За 2019 год по результатам проводимых аукционов приобретено 5 жилых помещений на всю сумму выделенных в 2019 году из областного бюджета лимитов денежных средств. В настоящее время, все купленные жилые помещения предоставлены соответствующей категории граждан, что подтверждается выписками из протоколов муниципальной комиссии по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией Завитинского района предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счёт собственных средств органа местного самоуправления, а за счёт субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.

Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация Завитинского района объективно была лишена возможности исполнить решение Завитинского районного суда Амурской области от 25 июля 2019 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить административный иск в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск администрации Завитинского района Амурской области к отделу судебных приставов по Завитинскому району и УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить администрацию Завитинского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области Мамедовой Н.А. от 11 декабря 2019 года в рамках исполнительного производства №34266/19/28007-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Ю.В. Данилова

2а-320/2019 ~ М-328/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Завитинского района
Ответчики
ОСП по Завитинскому району
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Данилова Юлия Витальевна
Дело на странице суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
25.12.2019Регистрация административного искового заявления
25.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2019Судебное заседание
31.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее