УИД 66RS0046-01-2021-000070-52
Дело № 2–213/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2021 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Мульковой Е.В., при секретаре судебного заседания Дровняшиной А.Н., с участием истца Смирновой Т.А. и её представителя Савченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Татьяны Алексеевны к Греховой Ольге Валерьевне о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
установил:
Спорным недвижимым имуществом является земельный участок с кадастровым номером № площадью 395 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>.
Смирнова Т.А., обратилась в суд с иском к Греховой О.В. о государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок, указав в обоснование иска, что по договору купли-продажи от 29.05.1998 купила ответчицы за 15 000 руб. спорный земельный участок и садовый дом. С момента подписания указанного договора пользуется недвижимым имуществом, обрабатывает участок, осуществляет ремонт, несет расходы по содержанию недвижимости. Иск заявлен в связи с тем, что договор купли-продажи истец зарегистрировала 28.06.1998 в БТИ, что в последствии позволило ей внести сведения о праве собственности на садовый дом в Единый государственный реестр недвижимости, а нового свидетельства о праве собственности на землю, по существовавшему в момент заключения сделки порядку, она не получила, что в отсутствие ответчицы препятствует государственной регистрации права собственности на землю.
Истец и её представитель в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в заявлении обстоятельствам, настаивали на удовлетворении иска, пояснив суду, что договор купли-продажи от 29.05.1998 исполнен, она полностью расплатилась за недвижимость, садовый земельный участок передан во владение и пользование истицы.
Ответчик Грехнева О.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – садоводческое некоммерческое товарищество КС № 8 «Черемушки» ПО «Уралвагонзавод», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
На основании ч. 3, ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации дело рассмотрено по существу в отсутствие неявившихся ответчика и представителя третьего лица.
Заслушав истца и её представителя, допросив свидетеля, исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В силу п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ договором купли-продажи недвижимого имущества (договором продажи недвижимости) является договор, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. При этом ст. 550 ГК РФ предусмотрено, что договор продажи недвижимости должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Из положений. 551 ГК РФ следует, что по договору продажи недвижимости государственной регистрации подлежит переход к покупателю права собственности на недвижимость (п. 1). Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами (п.2). В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации (п. 3).
Как видно из нотариально удостоверенного договора купли–продажи от 29.05.1998, заключенного между продавцом – Грехневой О.В. и покупателем – Смирновой Т.А., продавец продал в собственность покупателю недвижимое имущество, находящееся в <адрес>, состоящее из земельного участка с кадастровым номером 48 в границах плана, прилагаемого к настоящему договору, площадью 395 кв.м, предоставленного в собственность для коллективного садоводства и садового дома из бруса, расположенного на указанном земельном участке с хозяйственными и бытовыми строениями за 15 000 рублей., уплаченных полностью 29.05.1998 (п. 5 договора). В п. 8 договора стороны предусмотрели, что право собственности на спорный земельный участок возникает у покупателя с момента регистрации настоящего договора в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Пригородного района Свердловской области, на садовый дом с момента регистрации в БТИ Пригородного района Свердловской области. (л.д. 10).Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 60 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст. 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Следовательно, представленный истцом договор от 29.05.1998 подтверждает, что сделка по возмездной передаче спорного земельного участка в собственность Смирновой Т.А. была совершена в письменной форме, удостоверена нотариусом, договор зарегистрирован в 28.06.1998 в Пригородном бюро технической инвентаризации в соответствии с действовавшим на момент заключения сделки законодательством.
Из справки филиала «Горнозаводское Бюро технической инвентаризации» № 319 от15.02.2021 года собственником недвижимого имущества – садового дома со вспомогательными строениями на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес> является Смирнова Т.А. на основании договора купли-продажи удостоверенного нотариусом г. Нижний Тагил Баязитовой И.Н. от 29.05.1998 года № 824 (л.д.40).
Аналогичные сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.33).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11.02.2021 усматривается, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют.
Свидетель А. показал суду, что в 1998 году его супруга с его согласия приобрела садовый дом и земельный участок у Грехневой О.В., договор оформили у нотариуса, деньги передали в день подписания договора купли-продажи 28.05.1998. Договор зарегистрировали в БТИ, а землю надо было регистрировать в земельном комитете, но не зарегистрировали так как решили отложить до осени. Потом не смогли внести в Единый государственный реестр недвижимости, стали межевать землю, собирать документы, а в последствии был вынесен отказ в регистрации, в виду отсутствия предыдущего собственника.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что Грехнева О.В. после заключения сделки с истцом не претендовала на земельный участок, а истец Смирнова Т.А. правомерно приобрела спорный земельный участок по договору купли-продажи от 29.05.1998, суд приходит к выводу о правомерности обращения в суд с иском о государственной регистрации перехода права собственности.
Доводы истца об исполнении сторонами договора купли–продажи от 29.05.1998 подтверждаются фактом наличия у истца подлинников свидетельства о праве собственности на землю от02.07.1996 № 0359474, выданного Грехневой О.В., плана земельного участка, утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пригородного района, а также членского билета садовода коллективного сада № 8 «Уралвагонзавода, выданного Смирновой Т.А. как владельцу участка № на территории садоводческого товарищества и выпиской № 83-50.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в результате государственной регистрации права собственности истца на спорный земельный участок будут нарушены чьи-либо законные права и интересы, спор о правах на данный объект недвижимости отсутствует.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также то, что истица приобрела спорное недвижимое имущество по договору, не противоречащему нормам действующего законодательства, а продавец по данному договору уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд приходит к выводу о том, что для истицы по договору от 29.05.1998 единственно возможным основанием для государственной регистрации приобретения права является решение суда.
При таких обстоятельствах требование истца о регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок подлежит удовлетворению.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Смирновой Татьяны Алексеевны к Греховой Ольге Валерьевне о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию права собственности Смирновой Татьяны Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Йошкар-Ола Марийской АССР, на земельный участок с кадастровым номером № площадью 395 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, возникшее по договору купли – продажи от 29 мая 1998 года, заключенному с Греховой Ольгой Валерьевной.
Настоящее решение является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Мотивированное решение суда составлено 29 марта 2021 года.
Судья подпись
Копия верна.
Судья |
Е.В. Мулькова |