Дело № 2а-340/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2021 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
помощник судьи Алешина Е.Ю.,
с участием помощника Колпашевского городского прокурора Озорнова Н.А.,
представителя административного истца ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> Криницкого А.Р., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> к Козлову Д.С. об установлении административного надзора и административных ограничений,
УСТАНОВИЛ:
ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> обратилось в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Козлову Д.С., с учетом уточнения исковых требований, об установлении в отношении него административного надзора на сроком на 3 года, с возложением административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц для регистрации в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения ежедневно с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица; запрета выезжать за пределы муниципального образования «Колпашевское городское поселение» <адрес>, без предварительного разрешения органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если это не связно с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
В обоснование административного иска, указано, что Козлов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по п. А, Г ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ДД.ММ.ГГГГ Козлов Д.С. освобожден из ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> по отбытию наказания. Решением Асиновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Козлова Д.С. был установлен административный надзор сроком на 8 лет и административные ограничения в виде: обязательной явки один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания ежедневно с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица; запрета выезжать за пределы муниципального образования «<адрес>» <адрес>, без разрешения органа внутренних дел по месту пребывания либо по месту жительства, если это не связно с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица. Контроль в период срока административного надзора в отношении Козлова Д.С. сотрудниками ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> начат с ДД.ММ.ГГГГ. За этот период времени установлено, что поднадзорный Козлов Д.С. неоднократно допускал административные правонарушения. Решением Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлову Д.С. дополнены установленные ранее решением Асиновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные ограничения, административным ограничением в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства либо месту пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц, с учетом ранее установленного административного ограничения 3 раза в месяц. Приговором Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлов Д.С. осужден по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В ходе проверки по месту жительства Козлова Д.С., проведённых старшим участковым уполномоченным ОУУПиПДН ОМВД России по <адрес> М.С. установлено, что Козлов Д.С. по адресу: <адрес> проживает совместно со своими родителями. В настоящее время Козлов Д.С. официально не работает. По месту жительства характеризуется отрицательно, склонен к злоупотреблению спиртными напитками. Козлов Д.С. неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности. Таким образом, Козлов Д.С., будучи освобожденным из мест лишения свободы и имеющий непогашенную и неснятую судимость за совершение преступлений, в соответствии с ч. 2 ст. 3, п.2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», требует наблюдения со стороны правоохранительных органов, поскольку Козлов Д.С. совершил в период нахождения под административным надзором преступление, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания. С целью предупреждения совершения Козловым Д.С. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, просят установить административный надзор и возложить административные ограничения.
Представитель административного истца ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> Криницкий А.Р., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным выше. Дополнительно указал, что Козлов Д.С. характеризуется отрицательно, на проводимую с ним профилактическую работу не реагирует. Несмотря на отсутствие регистрации по месту жительства проживает в <адрес>.
Административный ответчик Козлов Д.С., надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием на то, что исковые требования не признает.
На основании ч. 5 ст. 272 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Козлова Д.С., явка которого судом не признана обязательной.
Помощник Колпашевского городского прокурора Озорнов Н.А. в своём заключении считал возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>.
Исследовав представленные доказательства, заслушав стороны, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона N 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Перечень лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, предусмотрен в ст. 3 Закона.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона - административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из приведенных положений закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
В судебном заседании установлено, что приговором Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлов Д.С. осужден по п.п. А, Г ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам 10 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Решением Асиновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Козлов Д.С. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве, по приговору Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении него установлен административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ранее установленные решением Асиновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные ограничения в отношении Козлова Д.С., связанные с административным надзором, дополнены административным ограничением в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства либо по месту пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц, с учетом ранее установленного административного ограничения 3 раза в месяц, со дня вступления в законную силу решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ Колпашевским городским судом <адрес> Козлов Д.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком в 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным постановлением Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Козлова Д.С. изменен, из приговора исключено указание на наличие отягчающего обстоятельства в виде рецидива преступлений и применение положений ч. 2 ст. 68 УК РФ, размер, назначенного Козлову Д.С. наказания снижен до 3 месяцев лишения свободы, местом отбывания наказания в виде лишения свободы определена исправительная колония общего режима.
Согласно требованию ИЦ АБД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлов Д.С. освобожден из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Козлов Д.С., будучи осужденным к лишению свободы на срок не свыше 6 месяцев был оставлен для отбывания наказания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>, которое в данном случае исполняет функцию исправительного учреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона РФ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор, установленный в отношении Козлова Д.С. решением Асиновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, прекращен в связи с его осуждением ДД.ММ.ГГГГ Колпашевским городским судом <адрес> по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ.
Таком образом, Козлов Д.С. освобожден после отбытия наказания за совершение преступления небольшой тяжести, совершенного в период нахождения под административным надзором.
Согласно справке-характеристике старшего УУП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Козлов Д.С. проживает по адресу: <адрес>, с матерью К.Л. и отцом К.С. За время проживания по указанному адресу зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Постоянного источника доходов не имеет, злоупотребляет спиртными напитками, периодически поступают жалобы от родителей о том, что Козлов Д.С. злоупотребляет спиртными напитками, скандалит, меры профилактического воздействия не действуют, стремление к поиску работы отсутствует, общается с лицами ранее судимыми. Ранее судим. В употреблении наркотических, психотропных и токсических веществ, медицинских препаратов в немедицинских целях не замечен. По данным ОМВД России по <адрес> Козлов Д.С. привлекался за нарушение общественного порядка по гл. 20 КоАП РФ. Ранее состоял на профилактическом учете как лицо, состоящее под административным надзором.
В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 года N 15, в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, за которое осуждён Козлов Д.С. приговором Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории небольшой тяжести.
Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Согласно п. "в" ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Таким образом, судимость Козлова Д.С. за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, с учетом положений ст. 86 УК РФ, в настоящее время не погашена и не снята в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления административного надзора в отношении Козлова Д.С., освобожденного из мест лишения свободы после отбытия наказания ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления небольшой тяжести. Так, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Козлов Д.С. является совершеннолетним лицом и ДД.ММ.ГГГГ освобожден из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершение преступления небольшой тяжести, совершенное в период нахождения под административным надзором, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, а, следовательно, он относится к лицам, указанным в п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011, в отношении которых, должен быть установлен административный надзор.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно данным Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес> Козлов Д.С. на территории <адрес> не зарегистрирован. Решением Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлов Д.С. по иску К.Л. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Таким образом, учитывая приведенные выше положения пункта 2 части 1, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре, суд считает подлежащим установлению в отношении Козлова Д.С. административный надзор сроком на три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с исчислением этого срока со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Частями 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 64 от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Установление судом административных ограничений в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории, является обязательным.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни Козлова Д.С., его отрицательной характеристики, обстоятельств совершения преступления, суд считает необходимым установить в отношении Козлова Д.С. административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица; запрета выезжать за пределы муниципального образования «<адрес>», если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, без разрешения органа внутренних дел по месту пребывания, либо по месту жительства.
Установление административного надзора на указанный выше срок и возложение административных ограничений, о которых заявлено в иске административным истцом, по мнению суда, соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом указанные ограничения не умаляют достоинство заявителя, не являются категорическим запретом на реализацию права на свободу передвижения и иных его прав и свобод, являются профилактической мерой, будут способствовать достижению целей административного надзора, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ, для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Определяя муниципальное образование, границы которого поднадзорному лицу покидать без разрешения органа внутренних дел, не разрешается, суд учитывает, что согласно имеющимся материалам дела Козлов Д.С. как до осуждения по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ, так и после освобождения от отбытия наказания проживал по адресу: <адрес>. С учетом изложенного, в качестве муниципального образования, за пределы которого Козлову Д.С. выезжать не разрешается, суд полагает необходимым определить муниципальное образование «<адрес>» <адрес>, отметив, что пределы указанного муниципального образования Козлову Д.С. запрещается покидать без разрешения органов внутренних дел, если это не связано с его официальной трудовой деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> к Козлову Д.С. об установлении административного надзора и административных ограничений удовлетворить.
Установить в отношении Козлова Д.С., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор сроком на 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Козлова Д.С. на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На весь срок административного надзора установить Козлову Д.С. следующие административные ограничения:
обязанность являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запрет на выезд за пределы муниципального образования «<адрес>» <адрес>, без предварительного разрешения органа внутренних дел по месту пребывания либо по месту жительства, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица;
запрет пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания ежедневно с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья: Н.В. Бакулина
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Бакулина
Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-340/2021
Колпашевского городского суда Томской области
№