Решение по делу № 33а-959/2020 от 23.01.2020

Дело № 33а-959/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург                 05 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Муратовой С.В.,

судей             Астапенко С.А., Григорьевой Н.М.,

при ведении протокола помощником судьи Ропотовой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Ленинградской области на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 31 октября 2019 года по административному исковому заявлению Белоусовой Натальи Сергеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании отказа в регистрации сведений в свидетельстве о праве на наследство,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Белоусова Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором указала, что она получила свидетельство о праве на наследство по завещанию ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано имущество: дом (лит А) кирпичный, площадью 42,8 кв.м. с перечнем построек: пристройка (лит А1) кирпичная, площадью 12 кв.м., балкон (лит а) деревянный, площадью 9,4 кв.м., сарай (лит. Г) кирпичный, площадью 19,6 кв.м., сарай (лит Г1) кирпичный площадью 13,5 кв.м., навес (лит Г2) на деревянных столбах без обшивки площадью 6,9 кв.м., сарай (лит Г4) дощатый, площадью 10,7 кв.м., туалет (лит Г3) дощатый, площадью 0,9 кв.м., ограждение (лит 1) решетчатое. В свидетельстве о праве на наследство указано, что дом с вышеперечисленными надворными постройками подлежит регистрации в Управлении федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В свидетельстве о государственной регистрации права от 20.02.2009г., имеется только запись о жилом доме (2-х этажный, общая площадь 46 кв.м., инв., лит А, А1. Кроме того, свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2009г. содержит и ошибочную запись с указанием двух литеров (А, А1) применительно к жилому дому, тогда как в свидетельстве о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. значится пристройка (лит А1), кирпичная, площадью 12. кв.м. Для внесения дополнительных сведений в государственную регистрацию права на объекты недвижимости Белоусова Н.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении сведений в полном объеме, которые указаны в свидетельстве о праве на наследство по завещанию. Полагает, что административный ответчик незаконно отказал в удовлетворении заявления. В связи с чем, просила -признать незаконным отказ Управления Росреестра по Ленинградской области от 20.05.2019г. в регистрации сведений, содержащихся в свидетельстве о праве Белоусовой Натальи Сергеевны на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.;

- обязать Управление Росреестра по Ленинградской области зарегистрировать сведения, согласно их перечню, содержащиеся в свидетельстве о праве Белоусовой Натальи Сергеевны на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ., выданного нотариусом Сосновоборского нотариального округа Ленинградской области Смуденковым Ю.Н.

Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 31 октября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Ленинградской области от 20.05.2019г. №08778 в регистрации сведений, содержащихся в свидетельстве о праве Белоусовой Натальи Сергеевны на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Обязал Управление Росреестра по Ленинградской области зарегистрировать сведения, согласно их перечню, содержащиеся в свидетельстве о праве Белоусовой Натальи Сергеевны на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ., выданного нотариусом Сосновоборского нотариального округа Ленинградской области Смуденковым Ю.Н.

В апелляционной жалобе Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права, а также неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

В суде апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области по доверенности Анискина Р.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд её удовлетворить.

Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в суд не явились.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.

В ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации императивно закреплено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);

2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (ч. 2 ст. 18 Закона о регистрации).

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (ч. 3 ст. 18 Закона о регистрации).На основании ч. 12 ст. 18 Закона о регистрации в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

1) подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;

доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных ст. 25 Закона о регистрации;

проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для г постановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) установленных Законом о регистрации сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав;

выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о регистрации, полномочия по осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав наделены государственные регистраторы прав.

Как следует из содержания заявления Белоусовой Н.С., она 26 апреля 2019 года обратилась в Управление Росрестра по Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просила внести полностью сведения об объекте недвижимости в рамках перечня точных сведений о доме с постройками, которые указаны в свидетельстве о праве на наследственное имущество по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15).

При этом, в 2009 году регистрирующим органом была произведена регистрация права собственности на объекты недвижимости на основании завещании. Действия регистрирующего органа административным истцом оспорены не были.

С заявлением об исправлении реестровой ошибки административный истец не обращался.

Поскольку, в установленном Законом о регистрации порядке Белоусовой Н.С. не было подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на принадлежащие хозяйственные постройки, оснований для признания неправомерными действий регистрирующего органа не имелось.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления ми их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с пр. 1 ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

Как следует из материалов дела, заявление Белоусовой Н.С. административным ответчиком было рассмотрено в установленный законом срок, в её адрес направлен мотивированный ответ, в которым регистрирующий орган рекомендовал Белоусовой Н.С. обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технических планов на принадлежащие хозяйственные строения с целью постановки на кадастровый учёт и государственной регистрации прав на них (л.д.12).

Не согласие Белоусовой Н.С. с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика при рассмотрении обращения.

При этом, судебная коллегия отмечает, что согласно части 1 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 31 октября 2019 года отменить, принять по делу новое решение:

Белоусовой Натальи Сергеевне отказать в удовлетворении заявленных требований.

Председательствующий

Судьи

(судья Колотыгина И.И.)

33а-959/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
БЕЛОУСОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Ответчики
Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Муратова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
23.01.2020Передача дела судье
05.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Передано в экспедицию
05.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее