Судья – Дудченко Ю.Л. дело № 33-24014/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.
судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.
по докладу судьи Суслова К.К.
при секретаре Власенко В.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Седень Д.С. на решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 12.04.2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Курилович И.В. обратилась в суд с иском к Управлению ФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России о признании решения незаконным и об обязании поставить на учет для получения единовременной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 12.04.2017 года решено признать решение комиссии ФСИН России, изложенное в протоколе №70 от 08.09.2016 г. части, касающейся отказа Курилович Ирины Владимировны и членам её семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным и необоснованным. Обязать ФСИН России по Краснодарскому краю поставить Курилович Ирину Владимировну на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 с даты подачи заявления (рапорта), т.е. с 05.03.2014 г. В остальной части иска отказать.
Не согласившись с решением суда от 12.04.2017 года, представитель ответчика – УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Седень Д.С. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить обжалуемое решение суда принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Курилович И.В. в полном объеме. Полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Из представленных Курилович И.В. на рассмотрение Комиссии ФСИН России документов следует, что заявитель с супругом с 24.07.2001 по настоящее время, сын с дочерью с 17.02.2012 года по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, ул. Военный городок, дом 89, кв. 41, общей площадью 46,3 кв.м., принадлежащем на праве собственности матери заявителя Хлопиной Л.И., всего на данной площади зарегистрировано 4 человека. Однако, свидетельство о государственной регистрации права не предоставлено. Кроме того, в нарушении п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органа Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, в предоставленных Курилович И.В. документах, отсутствует информация о регистрации дочери до 17.07.2012г. В соответствии с выпиской из протокола Комиссии ФСИН России от 08.09.2016 №70 решено отказать Курилович И.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил. Данное решение Комиссии считает законным и обоснованным, а решение суда- подлежащим отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу, представитель истца по доверенности Мугу А.Р. просил решение суда от 12.04.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной инстанции. представитель истца, возражал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя ответчика и представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 12.04.2017 года является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Часть 5 этой же статьи закрепляет, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Установлено, что Курилович И.В. проходит службу в должности преподавателя цикла Тихорецкого филиала ФКУ ДПО «Южный межрегиональный учебный центр Федеральной службы исполнения наказаний».
По состоянию на 01.02.2017 г. выслуга Курилович И.В. в календарном исчислении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации составляет 21 год 10 месяцев 24 дня.
Ответчик право Курилович И.В. на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не оспаривает, указанный факт суд считает установленным.
05.03.2014 г. Курилович И.В. через УФСИН России по Краснодарскому края на имя директора ФСИН России был подан рапорт с просьбой принять на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Состав семьи: она, муж - Курилович Алексей Владимирович, 20.03.1974 г.р., дочь - Курилович Анна Алексеевна, 10.09.2001 г.р., сын Курилович Артем Алексеевич, 30.06.2012 г.р.
Протоколом комиссии УФСИН России по Краснодарскому краю от 24.03.2014г. №3 рапорт и документы, необходимые для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты были направлены к комиссию ФСИН России.
Выводы комиссии Управлению ФСИН России по Краснодарскому краю подтверждают, что сданные истцом документы соответствуют законодательству РФ в данной области правоотношений, в частности, ФЗ от 30.12.2012г. №283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановлению Правительства РФ от 24.04.2013г. №369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ".
Однако протоколом комиссии ФСИН России от 08.09.2016 г. № 70 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Курилович И.В. было отказано.
Отказ мотивирован тем, что не были представлены сведения о регистрации дочери Анны, 10.09.2001 года рождения, до 17.07.2012 г. и не предоставление свидетельства о праве собственности на квартиру в которой она проживает с семьей.
Как следует из представленного истцом письма о принятом решении она была уведомлена письмом ФСИН России 25.01.2017 г.
Действия Комиссии ФСИН России, вытекающие из выписки из протокола №70 от 08.09.2016 г., верно судом первой инстанции признаны необоснованными и незаконными.
Как следует из выписки из домовой книги Курилович И.В., ее муж Курилович А.В. зарегистрированы и проживают в г. Тихорецке Военный городок, д. 89 кв.41 с 24.07.2011 г. По указанному адресу также зарегистрированы и проживают их несовершеннолетние дети: дочь Курилович Анна Алексеевна, 10.09.2001 г.р., сын Курилович Артем Алексеевич, 30.06.2012 г.р.
Суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что истцом не были представлены сведения о месте жительства (пребывания) дочери заявителя Курилович Анны Алексеевны, 10.09.2001 г.р. по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с п.19 Порядка формирования и работы комиссий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовноисполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013г. №496, документы для получения единовременной выплаты должны бытд рассмотрены комиссией в течение 3-х месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (п.19 раздел IV "Принятие решений Комиссией Ф. Р.").
Как следует из предоставленных суду документов, Комиссия ФСИН России рассмотрела заявление Курилович И.В. от 05.03.2014 г. со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а именно, 08.09.2016г., т.е. спустя 2 года и 7 месяцев, а выписку из протокола №70 от 08.09.2016 г. отправили в адрес истца только 25.01.2017 г., т.е. спустя 4 месяца, и только после её неоднократных обращений, что является существенным нарушением п.23 раздела IV "Принятие решений Комиссией ФСИН России.", согласно которого выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии, а Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
Судебная коллегия считает, что длительное рассмотрение заявления (рапорта) Курилович И.В. комиссией ФСИН России привело к нарушению её прав и охраняемых законом интересов.
Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 г. №369 не содержит перечень обязательных документов для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Пунктом 1 указанного Постановления утверждены прилагаемые к нему Правила предоставления данной выплаты.
Таким образом, малолетний ребенок физически не мог проживать отдельно от Курилович И.В. и ее супруга "Курилович А.В., а отсутствие регистрации ребенка по месту жительства не может являться основанием для ограничения каких-либо прав и законных интересов.
Кроме того, проживание несовершеннолетней Курилович Анны Алексеевны, 10.09.2001 г.р., совместно с родителями по адресу: г.Тихорецк. Военный городок, д. 89 кв.41 подтверждается имеющимися в учетном деле справками №24 и №2 от 07.02.2014 г.
Таким образом, на момент подачи Курилович И.В. документов в Управление для предоставления единовременной социальной выплаты и у нее и членов ее семьи имелась постоянная регистрация по месту жительства и фактическое место проживания совпадало с местом постоянной регистрации.
Судебная коллегия полагает, что ФСИН России необоснованно отказало Курилович И.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, чем, в свою очередь, лишило ее права на получение указанной выплаты, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, судебная коллегия считает, поскольку предусмотренный 3-х месячный срок для принятия комиссией ФСИН России решения по рапорту истца истек, то датой принятия Курилович И.В. и членов её семьи на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, является 05.03.2014г.
В части исковых требований к УФСИН России по Краснодарскому краю следует отказать, поскольку органом, уполномоченным рассматривать вопрос о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является именно ФСИН России, то УФСИН России по Краснодарскому краю является ненадлежащим ответчиком.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела и которым в обжалуемом решении суда дана юридическая оценка.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, не подлежат удовлетворению, так как являются несостоятельными по вышеуказанным причинам.
Судом не допущено нарушения норм материального или процессуального права, которые могли быть основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 12.04.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 41 ГПК РФ.
Председательствующий:
Судьи: