Судебный акт #1 (Решения) по делу № 3-15/2015 (3-179/2014;) ~ М-243/2014 от 10.12.2014

Дело № 3-15-2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Няшина В.А.

при секретаре Силенок О.В.

с участием представителя заявителя – Быстровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 8 февраля 2015 года гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества «Газмаш» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,

установил:

9 декабря 2014 года Открытое акционерное общество «Газмаш» обратилось в Пермский краевой суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами – **55, **56 и **17 равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что является собственником этих земельных участков и арендатором этих земельного участка **17, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав. Право пользования вышеуказанным земельным участком **17 подтверждается договором аренды земельного участка № ** от 12.04.2000г. Согласно представленным кадастровым паспортам, земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, категория – земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **55 согласно кадастровой справке от 07.02.2014 года утверждена в размере 186911375,24 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **56 согласно кадастровой справке от 07.02.2014 года утверждена в размере 1 968 937,42 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **17 согласно кадастровой справке от 07.02.2014 года утверждена в размере 17 761 213,19 рублей. Указанная кадастровая стоимость земельных участков была утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п.

В подтверждение рыночной стоимости земельных участков заявитель представил отчет об оценке № 412-04/14, подготовленный оценщиком НКО «***», согласно которому, на 01.01.2013 года размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **55, площадь 205 745,3 кв.м. - 49 945 000,00 рублей; земельного участка с кадастровым номером **56, площадью 2 281,9 кв.м. - 1 114 000,00 рублей; земельного участка с кадастровым номером **17, площадью 20 219,5 кв.м. - 6886000,00 рублей, что существенно расходится с утвержденной кадастровой стоимостью и, следовательно, влияет на права заявителя, как плательщика земельного налога и как плательщика арендной платы.

В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержала.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В отзыве его представитель просил отказать в удовлетворении заявления, указав, что сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной и утвержденной в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесены на основании указанного выше постановления Правительства Пермского края.

Представители третьих лиц на стороне ФГБУ – Муниципального образования Чайковское городское поселение, в лице администрации, Муниципального образования Чайковский муниципальный район, в лице администрации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в суд не прибыли, обоснованность заявленных требований в представленных ими отзывах оспаривалась.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с частью 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок.

Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п. утверждена кадастровая стоимость земельных участков, собственником и арендатором которых является заявитель. Государственная кадастровая оценка земель, в том числе стоимость данных участков, утвержденная этим постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013 года. Заявителем представлен в суд отчет об оценке № 412-04/14, подготовленный оценщиком НКО «***», и положительные экспертные заключения на них экспертов Некоммерческого партнерства «****»» № Э-190514/3-П от 19.05.14 года, согласно которому, на 01.01.2013 года размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **55, составляет 49 945 000,00 рублей; земельного участка с кадастровым номером **56, - 1 114 000,00 рублей; земельного участка с кадастровым номером **17, - 6886000,00 рублей.

Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в то числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 255, и правилам оценочной деятельности Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости объектов или несоответствия представленных истцом отчетов требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению, а кадастровая стоимость земельных участков, собственником и арендатором которых является заявитель, подлежит установлению в размере, равном их рыночной стоимости, определенном на основании указанного выше отчета об оценке.

Следует также учитывать то обстоятельство, что заявитель как арендатор земельного участка, предоставленного за счет земель населенных пунктов, обладает правом на оспаривание кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером **17. Согласно п.5 ст.65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из представленных документов, арендная плата по договору аренды определяется в соответствии с Законом Пермского края от 07.04.2010 №604-ПК «Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края» и рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов. Размер кадастровой стоимости для арендатора земельного участка является значимым. Следовательно, а также в соответствии со ст. 65, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель, как арендатор вправе реализовать право на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего земельного участка, оспорить кадастровую стоимость земельного участка, поскольку наличие в кадастре стоимости, несоответствующей рыночной, затрагивает права заявителя в частности, как владельца (арендатора) земельного участка. Очевидно, что заявитель не может быть лишен права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего земельного участка, даже при отсутствии у него полномочий на заключение договора на проведение оценки участка от имени собственника. В противном случае он будет лишен реальной возможности на обращение в суд с соответствующим иском, так как, обращаясь с таким иском, он обязан представить суду соответствующий отчет.

Специального указания в резолютивной части решения о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности по внесению сведений об установленной судом кадастровой стоимости данных земельных участков в размере равной их рыночной стоимости, после вступления решения суда в законную силу, не требуется, поскольку эта обязанность прямо предусмотрена действующим законодательством и исполняется этим органом в рабочем порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные Открытым акционерным обществом «Газмаш» требования удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **55, общей площадью 205745,3 кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства завода и эксплуатации существующих зданий и сооружений на промплощадке»., равной его рыночной стоимости в размере 49 945 000 рублей, по состоянию на 01.01.2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **56, общей площадью 2 281,9 кв.м., расположен по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства завода и эксплуатации существующих зданий и сооружений на промплощадке», равной его рыночной стоимости в размере 1 114 000 рублей, по состоянию на 01.01.2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **17, общей площадью 20 219,5 кв.м., расположен по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное
использование: для производства газового отопительного оборудования, равной его рыночной стоимости в размере 6 886 000,00 рублей, по состоянию на 01.01.2013 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий – подпись

3-15/2015 (3-179/2014;) ~ М-243/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
филиал ОАО "Газмаш"
ОАО "Газмаш"
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Другие
Администрация Чайковского муниципального района
Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Няшин Виктор Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
10.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2014Передача материалов судье
10.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.12.2014Предварительное судебное заседание
21.01.2015Судебное заседание
09.02.2015Судебное заседание
09.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.03.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.04.2015Судебное заседание
09.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее