Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-101/2011 от 28.01.2011

Мировой судья Максимова Л.А. № 11-101/11-19

Судебный участок № 4

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 февраля 2011 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд РК в составе:

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Зимковой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Карелия на решение мирового судьи судебного участка № 4 города Петрозаводска от 25 октября 2010 года по иску прокурора Кемского района в интересах к Министерству финансов Республики Карелия о взыскании денежных сумм,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Кемского района в интересах Грошевой Н.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Карелия по тем основаниям, что Грошева Н.Н. является инвалидом 2 группы, страдает онкологическим заболеванием, в связи с чем вынуждена проходить курс лечения в ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер» в городе Петрозаводске в сентябре, октябре, ноябре 2009 года, в феврале, мае 2010 года. Проезд в город Петрозаводск оплачивала за счет собственных средств. В городе Петрозаводске Грошевой Н.Н. оказана специализированная бесплатная медицинская помощь. Исполняющий обязанности прокурора Кемского района считает, что проезд к месту лечения является неотъемлемой частью медицинской помощи, просит взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия денежные средства, затраченные на проезд к месту лечения в размере 5246 рублей 40 копеек.

В судебном заседании представитель прокуратуры иск поддержала в полном объеме.

Грошева Н.Н. в суд не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика с иском не согласился, пояснил, что истец, являясь инвалидом 2 группы, имеет право на бесплатный проезд к месту лечения, расходные полномочия по которым несет бюджет Российской Федерации. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия финансирование осуществляется только лечения, расходы по проезду не поименованы в нем, просят в иске отказать.

К участию в деле привлечен ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер». Его представитель в суде пояснила, что истец Грошева Н.Н. является инвалидом 2 группы, нуждается в специализированной бесплатной медицинской помощи, получает бесплатное дорогостоящее лечение. Истец включена в реестр, который ведется в ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер». В сентябре, октябре, ноябре 2009 года и в феврале 2010 года истец приезжала к ним и получала лечение. В период с 23 по 26 мая 2010 года находилась на обследовании.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 города Петрозаводска Республики Карелия от 25 октября 2010 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия в пользу Грошевой Н.Н. денежную сумму 5246 рублей 40 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.

С таким решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с нарушением норм материального права. Статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», определена социальная услуга - бесплатный проезд к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан (в т.ч. инвалидам). Возможность получения денежной компенсации взамен входящего в набор социальных услуг права на бесплатный проезд к месту лечения и обратно не предусмотрен законодательством. Право истца на компенсацию расходов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно не является нарушенным, так как изначально отсутствовало. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты населения была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся льгот в натуральной форме заменена ежемесячной денежной выплатой. В то же время, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг. Законодатель предоставил право выбора формы получения государственной социальной помощи указанным категориям граждан либо в виде получения набора социальной помощи, либо предоставления денежной выплаты. При отказе от транспортной части набора социальных услуг остается право на получение лекарственных средств и путевки на санаторно-курортное лечение, но стоимость проезда к месту лечения и обратно гражданин оплачивает самостоятельно. Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Просят отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение.

В судебное заседание апелляционной инстанции прокурор Кемского района и истец Грошева Н.Н.. не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просил решение мирового судьи отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, а также освободить их от уплаты государственной пошлины.

Представитель ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер» не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362 - 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако указанных оснований судом апелляционной инстанции не установлено.

В ходе рассмотрения дела по существу и в суде апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что Грошева Н.Н. является инвалидом 2 группы, страдает онкологическим заболеванием. Проведение необходимого лечения в условиях муниципального учреждения «ЦРБ Кемского района» невозможно, в связи с чем Грошева Н.Н. по направлению лечащего врача выезжала в периоды с сентября 2009 года по май 2010 года в ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер» в город Петрозаводск, оплату проезда производила за счет собственных средств. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими справками, ответом ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер», проездными билетами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг.

В силу статьи 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» Грошева Н.Н. является субъектом государственной социальной помощи, оказываемой в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного Закона.

Согласно статье 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в набор социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Статьей 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» регламентируется, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 4 Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При этом в силу пункта 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов, в том числе, по предоставлению проезда гражданам к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 года № 617 утвержден Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, который регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета при наличии медицинских показаний.

В соответствии с частью 5 статьи 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации.

ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер» в утвержденном перечне не указано, в связи с чем Грошева Н.Н. не имеет возможности реализовать свое право на бесплатный проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно в порядке вышеуказанных положений действующего законодательства.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Суд считает, что мировой судья законно и обоснованно при разрешении данного спора применил статью 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в силу которой финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного мировой судья обоснованно пришел к выводу, что проезд к месту получения лечения является неотъемлемой частью оказываемой больному специализированной медицинской помощи, а его оплата является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с разделом II Положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденном Указом Главы Республики Карелия от 28.11.2005 г. № 90, Министерство финансов Республики Карелия с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право как главный распорядитель средств бюджета Республики Карелия выступать в суде от имени Республики Карелия в качестве представителя ответчика по искам к Республике Карелия в случаях, установленных федеральным законодательством (подпункт 10 пункта 5 Положения).

При вышеуказанных обстоятельствах мировой судья законно и обоснованно установил право истца на взыскание в его пользу расходов по проезду к месту лечения и обратно. Взыскание должно производиться за счет средств бюджета Республики Карелия с Министерства финансов Республики Карелия, как лица, правомочного выступать в суде от имени бюджета Республики Карелия, являющегося главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия.

При определении суммы, подлежащей взысканию, мировой судья обоснованно исходил из стоимости проезда истца, подтвержденной проездными билетами и соответствующими справками ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер». Расчет суммы, подлежащей взысканию, произведен верно.

Однако мировой судья необоснованно возложил на Министерство финансов Республики Карелия обязанность по оплате государственной пошлины, так как в соответствии с подпунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Суд считает, что решение мирового судьи по существу является законным, основанным на правильном применении норм материального права, оснований для отмены решения мирового судьи по доводам жалобы не имеется.

Однако необходимо исключить из решения указание на взыскание с ответчика государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 4 города Петрозаводска от 25 октября 2010 года по настоящему делу по существу оставить без изменений, исключив указание на взыскание с Министерства финансов Республики Карелия в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственной пошлины в сумме 400 рублей.

Определение вступает в силу со дня его вынесения.

Судья Кудряшова Е.П.

11-101/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Кемского района
Грошева Нина Николаевна
Ответчики
Министерство финансов Респулики Карелия
Другие
ГУЗ "Республиканский онкологический диспансер"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Е. П.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
28.01.2011Регистрация поступившей жалобы (представления)
31.01.2011Передача материалов дела судье
01.02.2011Вынесено определение о назначении судебного заседания
17.02.2011Судебное заседание
22.02.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2011Дело оформлено
24.02.2011Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее