Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-504/2021 (2а-5192/2020;) ~ М-4956/2020 от 24.11.2020

Дело № 2а-504/2021 (2а-5192/2020)

УИД 36RS0004-01-2020-005915-27

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2021 года                                                                                                       г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                  Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области к Золотаревой Ирине Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 60 150 руб.; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 863,66 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Золотаревой И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 60 150 руб.; пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. за период с 04.12.2018 г. по 28.01.2019 г. в сумме 863,66 руб., а всего в общей сумме 61 013,66 руб.

Мотивировав заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, обязаны уплачивать транспортный налог. Понятие объекта налогообложения содержится в ст. 358 НК РФ, налоговая база определена в ст. 359 НК РФ.

Ставки по транспортному налогу установлены ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2002 г. № 80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области».

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (мощность двигателя (л.с.) х налоговая ставка х 1 год (налоговый период)).

Согласно сведениям УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Золотарева Ирина Владимировна, , в 2017 году являлась собственником следующих транспортных средств:

    автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: , Марка: БМВ 745LI, год выпуска 2002, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;

    автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: , Марка: БМВ Х6, год выпуска 2008, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;

Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2017 год:

- за автомобиль БМВ 745LI, peг. налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, доля в праве - 1, налоговая база 333 л.с., налоговая ставка в размере 150,00 руб.

333 х 150 руб. х 12/12= 49 950,00 руб.

- за автомобиль - БМВ Х6, peг. , налоговый период 2/12 месяцев – 2017 г., доля в праве - 1, налоговая база 408 л.с., налоговая ставка в размере 150,00 руб.

408 х 150 руб. х 2/12 = 10 200,00 руб.

Должнику было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогам, а именно: по транспортному налогу за 2017 г. всего на сумму 60 150,00 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. всего на сумму 705,00 руб., в установленный законодательством срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок налогоплательщик налоги не уплатил.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ , в котором содержались сведения о неуплаченной сумме транспортного налога с физических лиц в размере 60 150,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 863,66 руб., а так же об обязанности уплатить в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ неуплаченную сумму пени.

Налоговым органом произведен расчет пени по транспортному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг., всего на сумму 863,66 руб.:

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.:

(количество дней просрочки х недоимка для пени х ставка ЦБ)

13 х 60150,00 х 0,00025=195,46 руб.

43 х 60150,00 х 0,000258=668,17 руб.

До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловал.

В случае неисполнения должником в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч. 1, ст. 48 НК РФ).

В отношении Золотаревой И.В. мировым судьей судебного участка в Ленинском судебном районе <адрес> был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу               а - 1381/19, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст. 44 КАС РФ, произведена процессуальная замена ИФНС России по <адрес> её правопреемником Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

Стороны, будучи извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не привели.

С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

        Изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка в Ленинском судебном районе <адрес> а-1381/2019, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно положениям ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15

Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с абзацами 3, 7, 10, 11 пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Праву налогоплательщиков получать налоговые уведомления и налоговые требования об уплате налога и сбора (подпункт 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ) корреспондирует, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 этого же Кодекса обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что административный ответчик в заявленный налоговый период являлась плательщиком транспортного налога в связи с тем, что ей на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства:

    автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: Марка: БМВ 745LI, год выпуска 2002, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;

    автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: Марка: БМВ Х6, год выпуска 2008, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;

Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2017 год:

- за автомобиль БМВ 745LI, peг. , налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, доля в праве - 1, налоговая база 333 л.с., налоговая ставка в размере 150,00 руб.

333 х 150 руб. х 12/12= 49 950,00 руб.

- за автомобиль - БМВ Х6, peг, налоговый период 2/12 месяцев – 2017 г., доля в праве - 1, налоговая база 408 л.с., налоговая ставка в размере 150,00 руб.

408 х 150 руб. х 2/12= 10 200,00 руб.

Должнику было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогам, а именно: по транспортному налогу за 2017 г. всего на сумму 60 150,00 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. всего на сумму 705,00 руб., в установленный законодательством срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок налогоплательщик налоги не уплатил.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ , в котором содержатся сведения о неуплаченной сумме транспортного налога с физических лиц в размере 60 150,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 863,66 руб., а так же об обязанности уплатить в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ неуплаченную сумму пени.

В установленный срок уведомление и требование не были исполнены.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ.              -О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от              ДД.ММ.ГГГГ -О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Как установлено материалами дела, требование от ДД.ММ.ГГГГ подлежало исполнению налогоплательщиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела а-1381/2019, с заявлением о вынесении судебного приказа инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока, в связи с чем, срок принудительного взыскания по данному требованию истек.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока представителем административного истца заявлено не было, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, не усматривается и в материалах дела не содержится. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока и полагает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, инспекция утратила право на принудительное взыскание с ответчика образовавшейся задолженности.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и процессуальных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N 234, вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 468-О-О, признав направление налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

Как следует из материалов судебного приказа а-1381/2019, налоговое требование                      направлено в адрес налогоплательщика простой почтовой корреспонденцией. Также в представленном реестре простой почтовой корреспонденции отсутствуют наименования её получателя. Таким образом, доказательств, подтверждающих, что требование вообще направлялось в адрес Золотаревой И.В., налоговым органом не представлено. В представленной в материалы дела распечатки с личного кабинета налогоплательщика не содержится ни номера отправленного требования, ни сведений о том, что оно было просмотрено. С учетом чего, данный документ ни идентифицирует направленный Золотаревой И.В. документ, ни подтверждает факт его направления.

Указанное свидетельствует о не соблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующей обращению в суд.

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание нарушение административным истцом установленной законом процедуры, а также сроков взыскания недоимки по налогам, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной ИФНС России по <адрес> отказать в удовлетворении административных исковых требований к Золотаревой Ирине Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 60 150 руб.; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме                863,66 руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней                ДД.ММ.ГГГГ.

Дело № 2а-504/2021 (2а-5192/2020)

УИД 36RS0004-01-2020-005915-27

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2021 года                                                                                                       г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                  Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области к Золотаревой Ирине Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 60 150 руб.; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 863,66 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Золотаревой И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 60 150 руб.; пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. за период с 04.12.2018 г. по 28.01.2019 г. в сумме 863,66 руб., а всего в общей сумме 61 013,66 руб.

Мотивировав заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, обязаны уплачивать транспортный налог. Понятие объекта налогообложения содержится в ст. 358 НК РФ, налоговая база определена в ст. 359 НК РФ.

Ставки по транспортному налогу установлены ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2002 г. № 80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области».

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (мощность двигателя (л.с.) х налоговая ставка х 1 год (налоговый период)).

Согласно сведениям УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Золотарева Ирина Владимировна, , в 2017 году являлась собственником следующих транспортных средств:

    автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: , Марка: БМВ 745LI, год выпуска 2002, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;

    автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: , Марка: БМВ Х6, год выпуска 2008, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;

Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2017 год:

- за автомобиль БМВ 745LI, peг. налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, доля в праве - 1, налоговая база 333 л.с., налоговая ставка в размере 150,00 руб.

333 х 150 руб. х 12/12= 49 950,00 руб.

- за автомобиль - БМВ Х6, peг. , налоговый период 2/12 месяцев – 2017 г., доля в праве - 1, налоговая база 408 л.с., налоговая ставка в размере 150,00 руб.

408 х 150 руб. х 2/12 = 10 200,00 руб.

Должнику было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогам, а именно: по транспортному налогу за 2017 г. всего на сумму 60 150,00 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. всего на сумму 705,00 руб., в установленный законодательством срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок налогоплательщик налоги не уплатил.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ , в котором содержались сведения о неуплаченной сумме транспортного налога с физических лиц в размере 60 150,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 863,66 руб., а так же об обязанности уплатить в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ неуплаченную сумму пени.

Налоговым органом произведен расчет пени по транспортному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг., всего на сумму 863,66 руб.:

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.:

(количество дней просрочки х недоимка для пени х ставка ЦБ)

13 х 60150,00 х 0,00025=195,46 руб.

43 х 60150,00 х 0,000258=668,17 руб.

До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловал.

В случае неисполнения должником в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч. 1, ст. 48 НК РФ).

В отношении Золотаревой И.В. мировым судьей судебного участка в Ленинском судебном районе <адрес> был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу               а - 1381/19, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст. 44 КАС РФ, произведена процессуальная замена ИФНС России по <адрес> её правопреемником Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

Стороны, будучи извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не привели.

С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

        Изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка в Ленинском судебном районе <адрес> а-1381/2019, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно положениям ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15

Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с абзацами 3, 7, 10, 11 пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Праву налогоплательщиков получать налоговые уведомления и налоговые требования об уплате налога и сбора (подпункт 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ) корреспондирует, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 этого же Кодекса обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что административный ответчик в заявленный налоговый период являлась плательщиком транспортного налога в связи с тем, что ей на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства:

    автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: Марка: БМВ 745LI, год выпуска 2002, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;

    автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: Марка: БМВ Х6, год выпуска 2008, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;

Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2017 год:

- за автомобиль БМВ 745LI, peг. , налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, доля в праве - 1, налоговая база 333 л.с., налоговая ставка в размере 150,00 руб.

333 х 150 руб. х 12/12= 49 950,00 руб.

- за автомобиль - БМВ Х6, peг, налоговый период 2/12 месяцев – 2017 г., доля в праве - 1, налоговая база 408 л.с., налоговая ставка в размере 150,00 руб.

408 х 150 руб. х 2/12= 10 200,00 руб.

Должнику было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогам, а именно: по транспортному налогу за 2017 г. всего на сумму 60 150,00 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. всего на сумму 705,00 руб., в установленный законодательством срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок налогоплательщик налоги не уплатил.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ , в котором содержатся сведения о неуплаченной сумме транспортного налога с физических лиц в размере 60 150,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 863,66 руб., а так же об обязанности уплатить в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ неуплаченную сумму пени.

В установленный срок уведомление и требование не были исполнены.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ.              -О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от              ДД.ММ.ГГГГ -О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Как установлено материалами дела, требование от ДД.ММ.ГГГГ подлежало исполнению налогоплательщиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела а-1381/2019, с заявлением о вынесении судебного приказа инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока, в связи с чем, срок принудительного взыскания по данному требованию истек.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока представителем административного истца заявлено не было, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, не усматривается и в материалах дела не содержится. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока и полагает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, инспекция утратила право на принудительное взыскание с ответчика образовавшейся задолженности.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и процессуальных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N 234, вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 468-О-О, признав направление налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

Как следует из материалов судебного приказа а-1381/2019, налоговое требование                      направлено в адрес налогоплательщика простой почтовой корреспонденцией. Также в представленном реестре простой почтовой корреспонденции отсутствуют наименования её получателя. Таким образом, доказательств, подтверждающих, что требование вообще направлялось в адрес Золотаревой И.В., налоговым органом не представлено. В представленной в материалы дела распечатки с личного кабинета налогоплательщика не содержится ни номера отправленного требования, ни сведений о том, что оно было просмотрено. С учетом чего, данный документ ни идентифицирует направленный Золотаревой И.В. документ, ни подтверждает факт его направления.

Указанное свидетельствует о не соблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующей обращению в суд.

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание нарушение административным истцом установленной законом процедуры, а также сроков взыскания недоимки по налогам, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной ИФНС России по <адрес> отказать в удовлетворении административных исковых требований к Золотаревой Ирине Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 60 150 руб.; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме                863,66 руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней                ДД.ММ.ГГГГ.

1версия для печати

2а-504/2021 (2а-5192/2020;) ~ М-4956/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС России № 16 по Воронежской области
ИФНС России по Ленинскому району г. Воронеж
Ответчики
Золотарева Ирина Владимировна
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
24.11.2020Регистрация административного искового заявления
25.11.2020Передача материалов судье
27.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.12.2020Предварительное судебное заседание
22.12.2020Предварительное судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее