13 марта 2020 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Лазарева Н.В.,
рассмотрев административное исковое заявление ООО «ЛИФТЕК» к Администрации с.п. Васильевка м.р. Ставропольский Самарской области о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЛИФТЕК» в лице представителя обратилось в суд с иском к Администрации с.п. Васильевка м.р. Ставропольский Самарской области о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
Статьей 47 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания действий (бездействия) органов местного самоуправления, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации или Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в зависимости от подсудности дела, поскольку требования об оспаривании действий органов местного самоуправления вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, связаны с реализацией административных и иных публично-властных полномочий по исполнению и применению законов администрацией с.п. Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области по решению вопросов местного значения, следовательно, не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (глава 22 данного закона, на которую ссылается истец) определено, что оспорить решение, действие (бездействия) органа государственной власти, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, вправе гражданин, полагающий, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы. Такие административные иски подаются в суд по правилам подсудности, установленной главой 2 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Статьей 197 Арбитражного процессуального Кодекса РФ установлено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Кроме того, как следует из требований искового заявления, требования ООО «ЛИФТЭК» фактически сводятся к оспариванию Генерального плана сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденный Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.12.2013г. N 104, признании его недействующим в части включения земельного участка с кадастровым номером № в границы функциональной зоны «сельскохозяйственного использования».
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с частью 4 статьи 7 названного выше Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно положениям части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральные планы поселений как документы, принимаемые представительными органами местного самоуправления, являются нормативными правовыми актами, и рассмотрение дела об их оспаривании в силу статьи 20 КАС РФ относится к подсудности областных и равных им судов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (глава 21); об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 22).
Поскольку акты органов публичной власти об утверждении документов территориального планирования затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение, указанный выше генеральный план, является нормативно-правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нормативными свойствами обладают и акты тех же органов о внесении изменений в генеральный план, в связи с чем заявленные истцом требования не могут быть приняты к производству районного (городского) суда, поскольку подлежат рассмотрению в процедуре оспаривания нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, что отнесено к подсудности областного суда.
Согласно статье 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129, частью 2 статьи 210 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Ввиду того, что положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания процедуры принятия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования только в рамках главы 21 указанного кодекса с учетом положений, определяющих подсудность данной категории дел, учитывая, что заявленные требования подлежат рассмотрению арбитражным судом, административное исковое заявление не может быть принято Ставропольским районным судом Самарской области по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст. 129 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление ООО «ЛИФТЕК» к Администрации с.п. Васильевка м.р. Ставропольский Самарской области о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области – возвратить заявителю.
Определение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение 15 дней через Ставропольский районный суд.
Судья Н.В. Лазарева