Дело № 2-1610/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2015 года г.Волгоград
Ворошиловский районный суд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Зиборовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда,
установил:
Григорьева С.В. обратилась в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с иском к Комитету образования и науки Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд признать незаконными действия Комитета образования и науки Волгоградской области в части перемещения назад по списку детей-сирот по городскому округу город-герой Волгоград, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Комитет образования и науки Волгоградской области привести очередность Григорьевой С.В. по списку детей-сирот по городскому округу город-герой Волгоград, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствие с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ, обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Григорьевой С.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда. В обоснование требований указала, что она относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Дзержинского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители ФИО4 и ФИО5 лишены в отношении нее родительских прав. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки Волгоградской области. Однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает ее жилищные права, поскольку она не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.
Определением Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 06 мая 2015 года производство по указанному гражданскому делу в части требований Григорьевой С.В. к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконными действий Комитета образования и науки Волгоградской области в части перемещения назад по списку детей-сирот по городскому округу город-герой Волгоград, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании привести очередность Григорьевой С.В. по списку детей-сирот по городскому округу город-герой Волгоград, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствие с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ, прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований.
Истец Григорьева С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Григорьевой С.В. – Гребенникова Н.С., допущенная к участию в деле на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Хмелева Н.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Григорьева С.В. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ году, под № по <адрес>, под № по <адрес>. В течение ДД.ММ.ГГГГ года комитетом по г.Волгограду обеспечено проектирование многоквартирного жилого дома на <данные изъяты>, в настоящее время осуществляется строительств указанного жилого дома на <данные изъяты> по пер. <адрес> в <адрес>, срок окончания строительства – ДД.ММ.ГГГГ. С учетом сроков производства строительных работ, ввод дома в эксплуатацию и предоставление квартир детям-сиротам планируется в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году в целях обеспечения жильем детей-сирот на территории городского округа <адрес> планируется приобрести <данные изъяты>. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность Волгоградской области Григорьевой С.В. в случае ее согласия будет предоставлена квартира на территории городского округа - <адрес>. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Григорьевой С.В. жилым помещением.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».
В ходе судебного разбирательства установлено, что Григорьева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО5 и ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Дзержинского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Григорьевой С.В.
Исходя из этого, Григорьеву С.В. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначена опекуном над несовершеннолетней Григорьевой С.В.
Сведений о принадлежности на праве собственности Григорьевой С.В. какого-либо недвижимого имущества материалы дела не содержат.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Григорьева С.В. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, из пояснений Григорьевой С.В. следует, что она в настоящее время не обеспечена каким-либо жильем. По данному вопросу она обращалась к ответчику, и согласно информации Комитета строительства Волгоградской области Григорьева С.В. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ году, под № по <адрес>, под № по <адрес>.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Григорьевой С.В. жилого помещения нарушает ее конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Григорьевой С.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Материалами дела также установлено, что Григорьева С.В. достигла совершеннолетия, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Григорьевой С.В. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Григорьевой С.В., представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории <адрес> отсутствуют, после принятия жилых помещений в государственную собственность Григорьевой С.В. в случае ее согласия будет предоставлена квартира на территории городского округа <адрес>, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Григорьевой С.В. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Григорьевой С.В., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Григорьевой С.В. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Григорьевой ФИО11 к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда - удовлетворить.
Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Григорьевой ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории <адрес>, для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 12 мая 2015 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.
Председательствующий: Е.В. Чурина