РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2012 года г.Муравленко
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кулеш Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сулиной О.Б.,
с участием истца Скотниковой Н.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей Б., В., представителя ответчика Коваль С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-269/2012 по иску Скотниковой Н.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей Б., В., к Администрации муниципального образования г.Муравленко о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище»,
УСТАНОВИЛ:
Скотникова Н.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Б., В., обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования г.Муравленко о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище». В обоснование указала, что решением начальника УЖКХ Администрации МО г.Муравленко ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и в признании её молодой семьи участницей окружной подпрограммы на получение социальных выплат, субсидий молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе. Этот отказ истец обжаловала главе Администрации МО г.Муравленко, но также получила отказ. Причиной отказа послужило наличие жилья в собственности у <данные изъяты> Скотниковой Н.В. - Г.. Истец полагала, что жилая площадь <данные изъяты> была учтена при определении нуждаемости молодой семьи Скотниковой Н.В. неправомерно, поскольку истец и её дети не проживают с Г. и не ведут с ней совместного хозяйства. Просила признать её молодую семью участницей окружной подпрограммы на получение социальных выплат, субсидий молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании истец поддержала свои требования по изложенным в иске доводам. При этом пояснила, что планирует направить социальную выплату на погашение ипотечного кредита, полученного ею в ДД.ММ.ГГ, на приобретение жилья по адресу: <адрес>. На момент подачи заявления для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» семья истца состояла из <данные изъяты> человек - она и её <данные изъяты> Б., ДД.ММ.ГГ года рождения. В тот период семья Скотниковой Н.В. пользовалась принадлежащей её <данные изъяты> Г. жилой площадью по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, а также была сособственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Последняя квартира была продана в ДД.ММ.ГГ, деньги пошли на лечение Г.. До покупки квартиры по адресу: <адрес>, непродолжительное время семья истца была зарегистрирована по адресу: <адрес>, но все время фактически проживали по адресу: <адрес>. Поскольку в настоящее время у её семьи есть только одна квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, полагала, что имеет право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Представитель ответчика Администрация МО г.Муравленко Коваль С.А. в судебном заседании исковые требования не признала. При этом пояснила, что нуждаемость семьи Скотниковой Н.В. в улучшении жилищных условий определялась на дату подачи заявления - на ДД.ММ.ГГ. Было установлено, что в собственности Скотниковой Н.В. находится квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, а также истец являлась одним из трех сособственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Таким образом, на каждого члена этой семьи приходилось более 16 кв.м, что выше учетной нормы, поэтому отказ в признании семьи Скотниковой Н.В. нуждающейся в улучшении жилищный условий был правомерным. После подачи заявления от ДД.ММ.ГГ Скотниковой Н.В. ухудшены жилищные условия её семьи - продана квартира по адресу: <адрес>.
Третье лицо Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве на исковое заявление сообщается, что каких-либо правоотношений между Департаментом и истцом не возникло, ответственность за правомерность включения в список молодых семей - участников федеральной или окружной подпрограмм, изъявивших желание получить социальную выплату, несут органы местного самоуправления.
Суд, заслушав пояснения истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с разделом III Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, указанная Программа является основным средством реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», основной задачей которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Правила от 13.05.2006 № 285).
На основании подпункта «б» п.5 Правил от 13.05.2006 № 285, одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы являлось признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 6 указанных Правил предусматривалось, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные аннами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2009 года № 73-А в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы было принято Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Положение от 20.02.2009 № 73-А).
Требование о наличии нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий предусматривалось пунктами 1.3, 1.6 Положения от 20.02.2009 № 73-А. При этом критерии такой нуждаемости аналогичны тем, что указаны в Правилах от 13.05.2006 № 285 (п.1.4).
В силу подпункта «а» п.2.8 Положения от 20.02.2009 № 73-А отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий являлось основанием для отказа в признании молодой семьи участницей окружной подпрограммы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГ Скотникова Н.В. обратилась с заявлением о включении её семьи в список молодых семей, желающих принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы (л.д.8).
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, утвержденным главой Администрации г.Муравленко, молодой семье Скотниковой Н.В. отказано в признании участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
В письме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ за № сообщается, что основанием для отказа послужили положения подпунктов «а» и «б» пункта 2.8 Положения от 20.02.2009 № 73-А (л.д.41-43).
На день подачи заявления - на ДД.ММ.ГГ - семья истца состояла из <данные изъяты> человек - Скотниковой Н.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, Б., ДД.ММ.ГГ года рождения, и В., ДД.ММ.ГГ года рождения (л.д.30, 31). Скотникова Н.В. желала воспользоваться жилищной субсидией на погашение задолженности договору № от ДД.ММ.ГГ, на приобретение (строительство) жилья - по ипотечному кредитованию на покупку квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м (л.д.11-20).
Данная квартира приобретена Скотниковой Н.В. у Г. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ (л.д.23-26, 27).
Кроме того, в совместной собственности Скотниковой Н.В., Д. и Г. находилась квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по договору передачи (приватизации) в собственность (л.д.154, 163).
В силу п.1 ст.244 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (п.3 ст.244 ГК РФ).
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции Закона РФ от 23.12.1992 № 4199-1, действовавшей на момент заключения приватизации квартиры по адресу: <адрес>, приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. При этом допускалось возникновение у граждан совместной собственности на эти жилые помещения.
В силу п.1 ст.253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными (п.2 ст.254 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, когда сособственники Скотникова Н.В., Д., Г. не устанавливали доли в общем имуществе, а Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривалось образование долевой собственности в неравных долях, суд считает, что в квартире по адресу: <адрес>, на долю Скотниковой Н.В. приходилось общей площади <данные изъяты> кв.м. Доказательств обратного суду не представлено.
Суммарная общая площадь жилых помещений, принадлежавших семье Скотниковой Н.В. на тот период, составляла <данные изъяты> кв.м, по <данные изъяты> кв.м на члена семьи.
Решением Городской Думы г.Муравленко «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» от ДД.ММ.ГГ № учетная норма определена в размере 15 кв.м на одного члена семьи.
Таким образом, оснований для признания семьи Скотниковой Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий не было.
Действующими на момент рассмотрения спора (с ДД.ММ.ГГ) Правилами предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы) и Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 № 535-П не изменены прежние требования о нуждаемости молодых семей в улучшении жилищных условий и критерии признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Указанными Правилами от 17.12.2010 № 1050 регламентировано, что социальные выплаты используются также для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам (подп. «е» п.2).
Пунктом 1.4-1 Порядка от 27.12.2010 № 535-П предусмотрено, что в случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам нуждаемость в жилых помещениях определяется до момента приобретения жилья.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, до момента приобретения жилья по адресу: <адрес>, Скотникова Н.В. и её <данные изъяты> Б. пользовались этой жилой площадью как члены семьи собственника квартиры Г. (как дочь и внучка), что подтверждается поквартирной карточкой (л.д.116) и показаниями истца, данными в судебном заседании.
Таким образом, до заключения договора купли-продажи квартиры, на каждого члена семьи Скотниковой Н.В. приходилось по <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты> + <данные изъяты> : <данные изъяты>).
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес>, продана истцом и Д., Г. ДД.ММ.ГГ (л.д.162, 163).
В результате продажи данной квартиры в собственности семьи Скотниковой Н.В. из <данные изъяты> человек осталась только квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, что менее учетной нормы.
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы Скотниковой Н.В. о том, что в письме УЖКХ Администрации МО г.Муравленко от ДД.ММ.ГГ имеется ссылка на утративший к тому времени нормативный акт, не могут быть приняты судом, поскольку вышеуказанными нормативными актами, действующими с ДД.ММ.ГГ, нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий является обязательным условием для признания молодой семьи участницей соответствующей подпрограммы.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░., ░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░