Гражданское дело №2-281/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Петровское 31 мая 2012 года
Петровский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Шарлаимовой В.И.,
при секретаре Чечетовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородина Владимира Николаевича к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Петровском районе Тамбовской области о признании права и назначении трудовой пенсии по старости как отцу инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет,
У С Т А Н О В И Л:
Бородин В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Петровском районе о назначении ему трудовой пенсии по старости как отцу инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ года у него и его жены родилась дочь - Бородина Любовь Владимировна, которая с рождения тяжело болела, была признана инвалидом с детства и в связи с чем получала пособие по инвалидности, что подтверждается удостоверением № от 28.06.1990 года, выданным Петровским районным отделом социального обеспечения. ДД.ММ.ГГГГ года Бородина Л.В. умерла.
16 марта 2012 года Бородин В.Н. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему пенсии как родителю, воспитавшего до 8 лет ребенка-инвалида. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано, поскольку в представленном удостоверении имеется запись «инвалид», тогда как необходима запись «ребенок-инвалид».
В судебном заседании истец Бородин В.Н. свои требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный фонд, т. е. с 16 марта 2012 года.
Представитель истца Попова И.С., действующая на основании ордера №20 от 18.05.2012 года, исковые требования Бородина В.Н. поддержала полностью и просила суд признать Бородина Владимира Николаевича отцом ребенка Бородиной Любови Владимировны - инвалида с детства и назначить ему пенсию по старости как отцу ребенка-инвалида с детства, воспитавшего его до достижения им возраста 8 лет с 16 марта 2012 года.
Ответчик - представитель ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Петровском районе Кузнецова Н.Н., действующая по доверенности № 05 от 04.05.2012 года в судебном заседании иск Бородина В.Н. не признала и пояснила, что 16.03.2012 года к ним поступило заявление от Бородина В.Н. о назначении ему пенсии по старости как отцу ребенка-инвалида с детства, воспитавшего его до достижения им возраста 8 лет. 23 марта 2012 года начальник Управления пенсионного фонда в Петровском районе дал ответ на заявление Бородина В.Н., где указал, что согласно Постановления Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002г. №16\19 па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.28 Закона от 17.12.2001 г в дополнение к документам, предусмотренным в п.1 настоящего Перечня, должны быть приложены документы: о рождении ребенка, о воспитании ребенка до восьмилетнего возраста, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком -инвалидом. Документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом в пенсионном деле отсутствуют (справка ТОГБУЗ №103 от 21.02.2012г). В базе закрытых пенсионных дел Управления ПФР в Петровском районе дело получателя пособия на ребенка инвалида Бородину Любовь Владимировну отсутствует. Недостаточным основанием является и пенсионное удостоверение получателя ежемесячного пособия, выданное 28.06.1990г, так как указано «инвалид», а не инвалид с детства или ребенок- инвалид.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст.55 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В судебном заседании установлено, что 16 марта 2012 года Бородин В.Н. обратился в ГУ - УПФ РФ в Петровском районе Тамбовской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, что никем не оспаривается.
Решением ГУ - УПФ РФ в Петровском районе Тамбовской области № 4 от 23 марта 2012 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком инвалидом отсутствуют. В базе закрытых пенсионных дел Управления ПФР в Петровском районе дело получателя пособия на ребенка инвалида Бородину Любовь Владимировну отсутствуют. Недостаточным основанием является и пенсионное удостоверение получателя ежемесячного пособия, выданное 28.06.1990 года, так как указано «инвалид», а не инвалид с детства или ребенок-инвалид.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по возрасту и для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком - инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет ).
Родители инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения возраста 8 лет, в соответствии со статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации в равной мере имеют возможность воспользоваться правом на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом их свободного выбора. При этом действующее законодательство не связывает право на досрочное назначение пенсии по старости одного из родителей ребенка - инвалида с детства с согласием (волеизъявлением) второго родителя. Из указанного законоположения также не следует, что в случае реализации одним из родителей данного права второй родитель лишается такой возможности, так как трудовая пенсия может быть назначена ему досрочно в связи с прекращением выплаты трудовой пенсии другому родителю в случае его смерти или перехода на другой вид пенсии.
Согласно свидетельству о рождении родителями Бородиной Любовь Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Бородин Владимир Николаевич и Бородина Нина Серафимовна.
Согласно свидетельству о смерти Бородина Любовь Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла в возрасте 13 лет ДД.ММ.ГГГГ года.
Документами, подтверждающими, что ребенок является инвалидом, служат медицинское заключение (если ребенок не достиг 18 лет) или выписка из акта освидетельствования (после достижения 18 лет), выдаваемые учреждениями медико-социальной экспертизы.
В качестве документа, подтверждающего факт воспитания ребёнка до восьмилетнего возраста, предоставляется справка сельской администрации, содержащая требуемые сведения.
Согласно справке Петровской ЦРБ № 103 от 28.02.2012 года, амбулаторную карту на Бородину Любовь Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершую в ДД.ММ.ГГГГ году, представить не возможно из-за не сохранения архива.
Бородин Л.В. в ходе рассмотрения дела пояснил, что воспитанием дочери (ребенка-инвалида Бородиной Л.В.) до её смерти занимался он. Его объяснения подтверждаются показаниями свидетелей ФИО13
Так, свидетель ФИО14 в судебном заседании пояснила, что с Бородиным В.Н. являются односельчанами. Она - ФИО17 работала в детском саду няней и знала дочь Бородина В.Н. - Бородину Л.В., которая с детства тяжело болела, развивалась не так как все дети, была признана ребенком-инвалидом.
Свидетель ФИО15 пояснила суду, что хорошо знает Бородина В.Н., она - ФИО18 работала участковым врачом в больнице и хорошо знала его дочь Бородину Л.В., которая с детства тяжело болела. Когда Бородина Л.В. ходила в ясли, она стала отставать от своих сверстников и родители перестали её водить в детский сад. В школу Бородина Л.В. вообще никогда мне ходила, ей поставили диагноз «водянка головного мозга», она была ребенком-инвалидом. В возрасте 13 лет Бородина Л.В. умерла.
Свидетель ФИО16 пояснил суду, что он работает директором Плавицкой средней школы. Бородина В.Н. знает 36 лет и знает, что у него была дочь Бородина Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая с детства тяжело болела, была инвалидом с детства, в школу никогда не ходила. Девочка при жизни постоянно проживала с отцом, который занимался ее воспитанием и ухаживал за девочкой. В возрасте 13 лет Бородина Л.В. умерла.
Из справки № 96 от 15 февраля 2012 года, выданной администрацией Плавицкого сельсовета Петровского района, усматривается, что Бородин В.Н. воспитал до 8 летнего возраста дочь Бородину Любовь Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Наряду с этим, из представленного в суд пенсионного удостоверения получателя ежемесячного пособия от 28.06.1990 года № 227332- 05, выданного Петровским районным отделом социального обеспечения, усматривается, что Бородина Л.В. являлась инвалидом.
Тот факт, что в пенсионном удостоверении указано «инвалид», а не «инвалид с детства» или «ребенок - инвалид», не является основанием к отказу в назначении пенсии. Довод ответчика о том, что пенсионное удостоверение получателя ежемесячного пособия, выданное 28.06.1990 года, является недостаточным основанием для назначения пенсии, так как указано «инвалид», а не инвалид с детства или ребенок- инвалид, суд находит несостоятельным, поскольку гражданину до 18 лет признанному инвалидом устанавливается категория "ребенок-инвалид" в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов.
Оценив все имеющиеся доказательства в совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Бородина Любовь Владимировна являлась ребенком-инвалидом и находилась на воспитании отца - Бородина В.Н..
При таких обстоятельствах судприходит к выводу об удовлетворении требований истца и признании за истцом права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании ч. 1 ст. 19 ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, истец, имея установленный законом возраст и страховой стаж, обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой с предоставлением всех необходимых документов 16 марта 2012 года, что, в силу ч. 1 ст. 19 указанного закона является основанием для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости с этой даты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 16 ░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 39 ░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░ 2012 ░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░