Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1561/2016 от 13.01.2016

Судья Гущина А.И. Дело № 33-1561/2016

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Терещенко А.А.,

судей Вороновой М.Н., Варламовой Е.А.,

при секретаре Адайкиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 января 2016 года апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 27 октября 2015 года по делу по административному исковому заявлению Овчинникова Анатолия Алексеевича об оспаривании решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 12 августа 2015 года № МО-15/РКФ-294602 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения представителя Овчинникова А.А. – Пушкарева Д.С.,

установила:

Овчинников А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Московской области от 12.08.2015 № МО-15/РКФ-294602 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указал, что наряду с Хрюковой Н.А. является собственником земельного участка площадью 1238,95 кв.м по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство. При осуществлении кадастровых работ выяснилось, что площадь земельного участка в существующих границах составляет 1373 кв.м, что на 134 кв.м больше, чем указано в правоустанавливающем документе. В целях учета изменений в сведениях о границах и площади земельного участка в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы, однако 12.08.2015 кадастровый учет был приостановлен со ссылкой на то, что в заключении кадастрового инженера отсутствует достаточное обоснование для внесения исправлений в местоположение границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

По мнению административного истца, приостановление осуществления кадастрового учета является незаконным, нарушает его права и интересы.

В судебном заседании представитель Овчинникова А.А. заявленные требования поддержал.

Представитель ФФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области просил в иске отказать, ссылаясь на законность принятого решения.

Хрюкова Н.А. и представитель Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, извещались.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 27 октября 2015 года заявленные Овчинниковым А.А. требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Администрация Сергиево-Посадского муниципального района просит об отмене данного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене в силу нижеследующего.

Из материалов дела усматривается, что в собственности Овчинникова А.А. и Хрюковой Н.А. находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1238,95 кв.м по адресу: <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах данного земельного участка. Как пояснил судебной коллегии представитель Овчинникова А.А., сведения о границах участка были внесены в ГКН, когда Овчинников А.А. и его сестра оформляли наследство после смерти матери.

В 2015 году совладельцы участка провели новое межевание, в ходе которого выяснилось, что площадь земельного участка в существующих границах составляет 1373 кв.м, что на 134 кв.м больше, чем указано в правоустанавливающем документе.

Решением ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области кадастровый учет изменений земельного участка был приостановлен со ссылкой на то, что граница земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, в заключении кадастрового инженера отсутствует достаточное обоснование для внесения исправлений в местоположение границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; даны рекомендации представить надлежаще оформленный межевой план (л.д. 6).

Удовлетворяя заявленные Овчинниковым А.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что часть 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» не содержит требований о включении в межевой план сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка; площадь участка определена кадастровым инженером по твердым контурам – ограждению, существующему на местности свыше 15 лет, что подтверждается актом согласования местоположения границ; размер превышения площади участка менее установленного законом предельного минимального размера земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства.

Судебная коллегия не может согласиться с данными доводами суда в силу нижеследующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 ч. 2. ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

По смыслу части 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Исходя из положений вышеуказанной правовой нормы, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях:

отсутствия в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

если содержащиеся в ГКН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ГКН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

при исправлении ошибки в сведениях ГКН, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

Как было указано выше, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070403:18.

В своем заключении кадастровый инженер, проводивший повторное межевание земельного участка, не обосновал, что явилось причиной «неточностей» в местоположении границ земельного участка, сведения о которых внесены в ГКН.

Кроме того, по смыслу части 1 статьи 22 Федерального закона № 221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в числе прочего, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. 38 Закона).

Согласно статье 39 Федерального закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

При этом согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В силу статьи 40 вышеуказанного закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

По смыслу указанных выше правовых норм, межевой план должен исключать сомнения в самовольном захвате не принадлежащего гражданину земельного участка.

Из материалов межевого плана на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070403:18 усматривается, что местоположение границ земельного участка по линиям 1-2, 2-3, 3-4, 7-8, 15-1 не было согласовано со смежным землепользователем – уполномоченным органом местного самоуправления (л.д. 16, 19). Ссылка кадастрового инженера на то обстоятельство, что согласования в данном случае не требуется, поскольку земельный участок по вышеуказанным точкам граничит с землями неразграниченной государственной собственности, является несостоятельной, противоречит положениям Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

При таких данных решение ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 12.08.2015 о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является правомерным.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Овчинниковым А.А. требований.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 27 октября 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Овчинниковым Анатолием Алексеевичем требований отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-1561/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Овчинников А.А.
Ответчики
ФБГУ ФКП Росреестра по МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
20.01.2016[Гр.] Судебное заседание
26.01.2016[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2016[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее