Дело № 2-3234/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Березники 17 ноября 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Крюгер М.В.,
с участием представителя истца адвоката Шинкаренко С.А., действующей на основании доверенности от 19.09.2017г. № 59 АА 2498497,
представителя ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Березники Пермского края (межрайонное) Петровой О.А., действующей на основании доверенности от 28.04.2017г. №,
при секретаре судебного заседания Бадиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Валеевой А.З. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Березники Пермского края (межрайонное), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Пермскому краю о взыскании излишне удержанной суммы, процентов за неправомерное пользование чужими средствами, об обязании произвести перерасчет,
у с т а н о в и л:
Истец Валеева А.З. обратилась в суд с исковым заявлением к УПФР в г.Березники Пермского края (межрайонное), МИФНС №2 по Пермскому краю о взыскании излишне удержанной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, о возложении обязанности произвести перерасчет налогов за период 2014г., 2015г. В обосновании иска указано, что Валеева А.З. была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем ...... С ..... находилась на упрощенной системе учета отчетности, применяла упрощенную систему налогообложения 15 %. ..... прекратила деятельность. Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются в зависимости от дохода. Сумма дохода плательщика за 2014 года не превысила 300000 рублей. Полагает, что сумма дохода в целях уплаты страховых взносов должна определяться исходя из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц с учетом налоговых вычетов в соответствии с положениями ст.227 НК РФ во взаимосвязи со ст.ст. 53,210,218-221,224, 225 НК РФ. Расчет суммы страховых взносов произведен без учета налоговых вычетов необоснованно, с нарушением норм ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в связи с чем, УПФР в г.Березники Пермского края (межрайонное) излишне взыскало недоимку и пени в сумме 148492 руб., из которых за 2014 год – 121299,36 руб., за 2015 – 27192,7 руб., в связи с чем просит возложить на Управление пенсионного фонда обязанность произвести перерасчет налогов, в связи с действующим законодательством по день закрытия ИН и указанную сумму взыскать в свою пользу. Истец неоднократно обращалась к ответчику с требованием вернуть незаконно удержанные денежные средства, однако требование ответчиком не было удовлетворено. В соответствии со ст. 395 ГК РФ в связи с неправомерным удержанием денежных средств просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.
На основании определения Березниковского городского суда Пермского края от ..... производство по гражданскому делу по иску Валеевой А.З. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Березники Пермского края (межрайонное), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Пермскому краю о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими средствами прекращено, в связи с отказом от исковых требований.
Истец Валеева А.З. в судебном заседании участие не принимала, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя Шинкаренко С.А.
Представитель истца Шинкаренко С.А. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Березники Пермского края (межрайонное) Петрова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения и пояснила, что Пенсионный фонд доходы страхователя самостоятельно не устанавливает, а руководствуется сведениями от налогового органа. Решение об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов вынесенные территориальным органом – ГУ-УПФ РФ в г.Березники Пермского края (межрайонное) являются законными и обоснованными и возврату не подлежат, при этом, в связи с поступившими разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации истцу произведен перерасчет страховых взносов за 2015 год и переплата за отчетный период составила 27193,24 руб., а страховые взносы за 2014 год исполнены истцом в полном объеме, то есть оснований для уточнения размера страховых взносов с учетом Постановления №27-П и возврата уплаченных сумм страховых взносов и пеней за 2014 без соответствующего судебного решения у Управления не имеется.
Представитель ответчика МИФНС № 2 по Пермскому краю заместитель начальника Сусловец С.А. участие в судебном заседании не принимала, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что ..... истец была зарегистрирована в установленном порядке в ИФНС № 2 по Пермскому краю в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивала фиксированные страховые взносы в ПФ РФ.
..... ИФНС № 2 по Пермскому краю была внесена запись в ЕГРИП о прекращении деятельности Валеевой А.З. в качестве ИП в связи с принятием истцом соответствующего решения.
С ..... истец Валеева А.З. находилась на упрощенной системе учета и отчетности, применяла упрощенную систему налогообложения 15 %.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N-212 ФЗ, действовавшего в спорный период до 01.01.2017, этим Федеральным законом регулировались отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых
взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01.01.2017) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов установлены ст.14, 16 Закона №212-ФЗ.
Частями 1, 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на Закон N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 No 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Приведенное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении от 30.11.2016 N 27-П толкование нормативных установлений является обязательным, и для судов, в частности, при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению, в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого Постановления (поскольку этим Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи и выявленным конституционно - Правовым смыслом).
В судебном заседании установлено, что страховые взносы за 2014 год с дохода, превышающего 300000,0 руб. были взысканы Управлением в полном объеме в сумме -138627,84 руб., однако сумма облагаемого дохода истца за 2014 составила 297999,00 руб. с учетом суммы дохода и суммы произведенных расходов, в связи с чем взнос на обязательное пенсионное страхование за 2014 год составлял 17328,48 руб., то есть пенсионным фондом РФ излишне взыскано 121299,36 руб., в связи с чем требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год и взыскании излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в сумме 121299,36 рублей подлежат удовлетворению.
Как следует из представленных документов истцу начислены страховые взносы за 2015 г. в общем размере 148886,40 руб., тогда как сумма облагаемого дохода истца за 2015 составила 860 250,00 руб. с учетом суммы дохода и суммы произведенных расходов, в связи с чем взнос на обязательное пенсионное страхование за 2015 год составлял 24213,30 руб., что также не оспаривается ПФР, которым произведен перерасчет страховых взносов за 2015 год и по состоянию на ..... изменилось сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам в ПФР переплата составила за отчетный период 2015г. в размере 27193,24 руб.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования Валеевой А.З. о возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов за 2015 год следует оставить без удовлетворения, поскольку перерасчет ПФР произведен, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию переплата по страховым взносам, пени и штрафам за 2015 в сумме 27193,24 рублей.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Пермскому краю является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком, в связи с чем в иске Валеевой А.З. к ним следует отказать.
Поскольку исковые требования истца признаны частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение имущественных требований в соответствии со ст.98,103 ГПК РФ подлежат отнесению на УПФР в г.Березники Пермского края (межрайонное) в сумме 4169,85 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Валеевой А.З. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Березники Пермского края (межрайонное), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Пермскому краю о взыскании излишне удержанной суммы, о возложении обязанности произвести перерасчет налогов, удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) произвести Валеевой А.З. перерасчет страховых взносов за 2014 год.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ..... края (межрайонное) в пользу Валеевой А.З. излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в сумме 121299,36 рублей, за 2015 год в сумме 27193,24 рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г.Березники (межрайонного) доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4169,85 руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (22.11.2017)
Судья - /подпись/ М.В.Крюгер
Копия верна. Судья -