Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1051/2011 ~ М-1130/2011 от 08.06.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года г.Тула

Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Стеганцевой И.М.,

при секретаре Соболевой О.Н.,

рассмотрев в помещении Пролетарского районного суда г.Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1051/11 по иску Долгого А.В., Долгого А.А., Долгой Т.В. к ОАО «Тульский патронный завод», Территориальному управлению администрации г.Тулы по Пролетарскому району, администрации г.Тулы, Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права общей долевой собственности на комнаты в порядке приватизации,

установил:

Долгие А.В., А.А. и Т.В. обратились в суд с исковым заявлением к ОАО «Тульский патронный завод», администрации г.Тулы, ТУ администрации г.Тулы по Пролетарскому району о признании права собственности на комнаты №№ 13, 8, 12 в квартире №17 по ул.Глинки г.Тулы в 1/3 доле за каждым в порядке приватизации.

В обоснование заявленных исковых требований указали, что они (истицы) в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают с декабря 2008 года на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Тульский патронный завод» и ними заключен договор передачи , по которому комнаты №№ 13, 8, 12 в квартире №17 по ул.Глинки г.Тулы переданы им в общую долевую собственность по 1/3 доле каждому.

Однако право собственности на указанную квартиру в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано за предыдущим собственником – ОАО «Тульский патронный завод», что делает невозможным регистрацию права собственности на спорное жилое помещение.

Истицы Долгие А.В., А.А. и Т.В., их представитель по доверенности Благовещенская Е.А. в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, в представленных заявлениях просят суд рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «Тульский патронный завод» по доверенности Фатеева Н.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истцы имеют право на приватизацию спорного жилого помещения.

Представители ответчиков ТУ администрации г.Тулы по Пролетарском району, администрации г.Тулы в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, в представленных ходатайствах просят суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве ответчика ТУ Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тульской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в представленном ходатайстве просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав представителя ответчика Фатееву Н.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные Долгими А.В., А.А. и Т.В. исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно представленным суду Приказу Министра оборонной промышленности СССР № 386 от 07.05.90, постановлению Администрации Пролетарского района г.Тулы № 173 от 17.03.92, ОАО «Тульский патронный завод» ранее являлся государственным предприятием, и жилой фонд, в том числе спорное жилое помещение, находился в его полном хозяйственном ведении, состоял на балансе предприятия и являлся ведомственным жилым фондом.

На основании Постановления Главы администрации Пролетарского района г.Тулы № 394 от 16.03.93 и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.92 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» государственное предприятие «Тульский патронный завод» 18.10.93 преобразовано в ОАО «Тульский патронный завод».

В соответствии со ст.18 Закона РСФСР от 04.07.91 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23.12.92 Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23.12.92 №4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен был быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Правовая норма аналогичного содержания была закреплена и в ст.9 Закона РФ от 24.12.92 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего в период акционирования производственного объединения «Тульский патронный завод».

В соответствии с законодательством Российской Федерации субъектами права хозяйственного ведения могут являться исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия, а субъектами права оперативного управления - казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества.

В соответствии с этим ОАО «Тульский патронный завод» жилищный фонд не может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из содержания ст.1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.93 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего в период акционирования производственного объединения «Тульский патронный завод», усматривается, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения с обязательным сохранением их профиля, за исключением объектов, указанных в перечне, в том числе и объектов жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений.

Объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), были отнесены к федеральной (государственной) собственности и должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, из содержания данного Указа Президента Российской Федерации следует, что жилищный фонд был исключен из состава объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих приватизации.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулировались пунктами 2, 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложением № 3 к данному постановлению.

В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз.1 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.93 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Таким образом, указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.91 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Следовательно, при преобразовании государственного предприятия «Тульский патронный завод» в открытое акционерное общество жилой фонд, находившийся в хозяйственном ведении предприятия, не переходил в собственность акционерного общества, а должен был быть передан им в муниципальную собственность.

Согласно плану приватизации, утвержденному решением Территориального агентства ГКИ РФ по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, в перечень объектов, подлежащих приватизации, в нарушение действующего законодательства вошло здание общежития, расположенное по адресу: г. Тула, ул. Глинки, д. 4.

Включение данного объекта жилого фонда в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст.217 ГК РФ, ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.91 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Статьей 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.91 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст.18 этого же Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ с Долгим А.В. заключен договор найма комнат № 61, 64 в общежитии, расположенном по адресу: г.Тула, ул.Глинки, д.4.

ДД.ММ.ГГГГ с Долгой Т.В. заключен договор найма комнат № 61, 64 в общежитии, расположенном по адресу: г.Тула, ул.Глинки, д.4.

Правомерность предоставления данного жилого помещения истцам лицами, участвующими в деле, не оспаривалась.

Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ с домовладения № 4 по ул. Глинки г.Тулы снят статус общежития.

ДД.ММ.ГГГГ между Долгим А.В. и ОАО «Тульский патронный завод» заключен договор найма жилого помещения, по которому ему и Долгой Т.В., Долгому А.А., передается в бессрочное владение и пользование комнат площадью 46,7 кв.м, расположенная по адресу: г. Тула, ул. Глинки, д.4, кв.17.

Факт регистрации Долгого А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Долгой Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ, Долгого А.В. с ДД.ММ.ГГГГ в комнатах №№61, 64 общежития, расположенного по адресу: г.Тула, ул.Глинки, д.4, подтверждается справками ОАО «Тульский патронный завод» и карточками регистрации на вышеуказанные комнаты.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тульский патронный завод» заключило с истцами договор передачи , по которому в порядке приватизации в собственность Долгого А.В., Долгой Т.В. и Долгого А.А. по 1/3 доле каждому переданы комнаты площадью 22,3 кв.м, 11,7 кв.м, 12,7 кв.м в квартире №17 дома №4 по ул.Глинки г.Тулы.

Вместе с тем, как следует из вышеизложенного, ОАО «Тульский патронный завод» не обладало правомочиями собственника в отношении спорного объекта, а, следовательно, не имело права им распоряжаться.

Из разъяснений Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, содержащихся в письме № ок-13/648 от 24.01.95 «О порядке передачи жилого фонда, жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных предприятий, обслуживающих данный фонд, в муниципальную собственность» следует, что передача ведомственного фонда в муниципальную собственность оформляется совместным решением балансосодержателя, комитета по управлению имуществом и администрации.

Документов, подтверждающих факт передачи вышеуказанного жилого дома в муниципальную собственность, суду не представлено.

Из письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области усматривается, что сведения о квартире №17 в доме №4 по улице Глинки г.Тулы в реестре федерального имущества Тульской области отсутствуют.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку предприятие ОАО «Тульский патронный завод» было государственным и имущество, в том числе жилой фонд, которым распоряжалось предприятие, являлось государственным, и при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество жилой фонд не подлежал акционированию, не зарегистрирован на праве собственности за ОАО «Тульский патронный завод», а равно отсутствуют сведения о передаче жилых помещений дома в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (передача по акту, являющемуся основанием для возникновения права муниципальной собственности), жилой фонд, в том числе и спорное жилое помещение, в настоящее время остался государственным.

Следовательно, несмотря на неисполнение ОАО «Тульский патронный завод» обязанностей по передаче указанного жилого фонда в муниципальную собственность, истец в соответствии с действующим законодательством не может быть лишен права на приватизацию, то есть бесплатную передачу ему в собственность занимаемого жилого помещения; в противном случае будут нарушены его права, закрепленные в ст.ст.19, 35 Конституции РФ.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.93 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23.12.92) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23.12.92), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23.12.92).

Таким образом, гражданину может быть отказано в приватизации жилого помещения в доме предприятия, перешедшего из государственного в иную форму собственности только в том случае, если этот дом построен или приобретен на средства правопреемника, изменившего форму собственности государственного предприятия.

В ходе разбирательства дела установлено, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.92 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» государственное предприятие «Тульский патронный завод» 18.10.93 было преобразовано в открытое акционерное общество. ОАО «Тульский патронный завод» в установленном законом порядке зарегистрировано в октябре 1993 года. Строительство здания общежития на 216 мест в пос. им Кирова на ул. Глинки (в настоящее время – дом №4 по ул.Глинки г.Тулы) согласно имеющемуся в деле акту приемки в эксплуатацию произведено в сроки: февраль 1973 года – декабрь 1973 года, то есть тогда, когда ОАО «Тульский патронный завод» являлось государственным предприятием.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что здание общежития на ул.Глинки г.Тулы было построено на государственные средства, следовательно, и по данному основанию истцу не может быть отказано в приватизации спорной квартиры.

Согласно справкам ОАО «Тульский патронный завод» Долгий А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: г.Тула, ул.Глинки, д.4, комн.№61, совместно с ним зарегистрированы: жена Долгая Т.В., сын Долгий А.А., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: г.Тула, ул.Глинки, д.4, комн.№№61, 64, совместно с ним зарегистрированы жена и сын. Право бесплатной приватизации в указанные периоды не использовал.

Таким образом, в силу изложенного Долгие А.В., А.А. и Т.В. имеют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1 и 2 Закона РФ от 04.07.91 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

В соответствии со ст.11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда один раз.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.98 №25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А.Мостипанова» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Обстоятельств, исключающих возможность признания права собственности в порядке приватизации, в рамках рассмотрения данного дела судом не установлено. Отсутствуют и какие-либо особенности правового режима комнаты, препятствующие ее приватизации.

С учетом установленных в ходе разбирательства обстоятельств, а также, принимая во внимание, что Долгие А.В., А.А. и Т.В. имеют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения, пользуется спорными комнатами на законном основании и в соответствии с их назначением, суд приходит к выводу, что в силу закона у Долгих А.В., А.А. и Т.В. имеется право на приватизацию комнат площадью 22,3 кв.м, 11,7 кв.м, 12,7 кв.м в квартире №17 дома №4 по ул.Глинки г.Тулы, в связи с чем исковое заявление подлежит удовлетворению.

Отсутствие регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может служить препятствием для признания за гражданином права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Долгого А.В., Долгого А.А., Долгой Т.В. удовлетворить.

Признать за Долгим А.В., Долгой Т.В., Долгим А.А. право собственности в 1/3 доле за каждым на комнаты площадью 22,3 кв.м (номер на поэтажном плане №13), площадью 11,7 кв.м (номер на поэтажном плане №8), площадью 12,7 кв.м (номер на поэтажном плане №12) в квартире №17 дома №4 по улице Глинки города Тулы в порядке приватизации.

Право долевой собственности на указанные комнаты подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.М.Стеганцева

2-1051/2011 ~ М-1130/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Долгих Андрей Васильевич
Долгих Алексей Андреевич
Долгих Татьяна Владимировна
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Стеганцева Ирина Михайловна
Дело на странице суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
08.06.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2011Передача материалов судье
10.06.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2011Судебное заседание
04.07.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее