Дело №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» июня 2011 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Моор Ю.Э.
при секретаре: ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО1 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании незаконными бездействия по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным ФИО1, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований исполнения органами местного самоуправления <адрес> требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, в ходе, которой было выявлено, что <данные изъяты> надлежащим образом не выполняются требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории населенного пункта Кулаковского сельсовета. Так, проверкой установлено, что до настоящего времени в ОГИБДД ОВД по <адрес> администрацией Кулаковского сельсовета не представлен на согласование проект организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В результате в настоящее время дорожное движение в указанном населенном пункте надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как и иные элементы обустройства автомобильных дорог) на территории населенного пункта администрацией сельсовета устанавливаются произвольно, без надлежащего согласования с уполномоченным органом - ОГИБДД ОВД по <адрес>, либо вообще не установлены в тех местах, где требуется их установка в соответствии с особенностями дорожного движения и состоянием автомобильной дороги.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>.
Согласно п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Для предъявления иска данной категории федеральным законодательством не установлен досудебный порядок урегулирования спора.
Просит признать бездействие органа местного самоуправления <данные изъяты> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес> и согласованию данного проекта с уполномоченным органом - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, незаконным и обязать администрацию Кулаковского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> Проект организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора <адрес> ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме, уточнила заявленные требования. Просит признать бездействие органа местного самоуправления администрации Кулаковского сельсовета по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес> и согласованию данного проекта с уполномоченным органом - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, незаконным и обязать администрацию Кулаковского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> Проект организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>.
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, надлежаще были уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания, об уважительных причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с неявкой представителя ответчика, суд с согласия представителя заявителя определил рассмотреть дело в заочном порядке.
Выслушав представителя заявителя помощника прокурора <адрес> ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003г. (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г.).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федераций и муниципальными правовыми актами (статья 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г.).
Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.)
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти;
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (в ред. Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения, согласно Указу Президента Российской Федерации № 711 от 15.0б.1998г., производится Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.
В соответствии со ст. 7 п. 5 Устава муниципального образования Кулаковский сельсовет, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> в мае 2011 года, выявлено, что <данные изъяты> надлежащим образом не выполняются требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории населенного пункта <данные изъяты>, а именно: до настоящего времени в ОГИБДД ОВД по <адрес> <данные изъяты> не представлен на согласование проект организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Таким образом, судом установлено, что Федеральным законом № 131, № 257, № 196, а также Уставом, к вопросам ведения сельских советов отнесена деятельность в области автомобильных дорог в границах населенных пунктов данных сельских советов, в связи с чем, на них возложена обязанность решения вопросов безопасности дорожного движения, в том числе путем разработки проектов организации дорожного движения, в том числе путем разработки проектов организации дорожного движения, утверждаемых в установленном порядке. Необходимость согласования указанных проектов сельскими советами с ОГИБДД, также следует из требований Положения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которыми на ОГИБДД возложены права по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения в области организации дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> <данные изъяты> о признании незаконными бездействия по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>, удовлетворить.
Признать бездействие органа местного самоуправления <данные изъяты> <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес> и согласованию данного проекта с уполномоченным органом - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, незаконным.
Обязать <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> Проект организации дорожного движения.
Ответчик вправе подать в Мотыгинский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии данного заочного решения.
Также решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский Краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, а ответчиком в тот же срок со дня истечения срока для подачи заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий