Дело № 2-640/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 г. г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Федяевой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора Заводского района г.Орла Харламова А.Н.,
представителя казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» Осипенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Заводского района г.Орла в интересах Рудиченко В.Н., Рудиченко А.Н., несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении мер социальной поддержки,
установил:
прокурор Заводского района г.Орла обратился в суд в интересах Рудиченко В.Н., Рудиченко А.Н., несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указал, что 12.12.2017 Рудиченко А.Н., в состав семьи которой, включая последнюю, входит 6 человек: супруг Рудиченко В.Н., четверо несовершеннолетних детей: ФИО6 2003 г.р., ФИО5 2006 г.р., ФИО3 2010 г.р., ФИО4 2012 г.р., обратилась в Отдел социальной защиты заявлением об установлении статуса многодетной семьи, приложив все необходимые документы. 28.12.2017 КУ ОО «Управление социальной защиты населения г. Орла» издан приказ №179, которым семье Рудиченко А.Н., проживающей на территории г. Орла, установлен статус многодетной семьи, на протяжении года семья являлась получателем предусмотренных законом мер социальной поддержки.
23.10.2018 года Рудиченко А.Н. в установленном законом порядке обратилась в Отдел социальной защиты с заявлением о продлении статуса многодетной семьи, приложив все необходимые документы. 29.10.2018 КУ ОО «Управление социальной защиты населения г. Орла» издан приказ № №***, которым семье Рудиченко А.Н., проживающей на территории г. Орла, статус многодетной семьи продлен до 30.09.2019.
02.12.2019 Рудиченко В.Н. в установленном законом порядке с приложением всех необходимых документов вновь обратился в Отдел социальной защиты с заявлением о продлении статуса многодетной семьи. По результатам рассмотрения заявления Рудиченко В.Н. в продлении статуса многодетной семьи было отказано и 30.12.2019 издан приказ №*** о его прекращении.
В результате принятия указанного решения также были прекращены выплаты многодетной семье, назначенные с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на четверых детей, в последующем с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ выплачиваемые на троих детей в связи с достижением ФИО6 шестнадцатилетнего возраста.
Просит суд признать за Рудиченко В.Н. и Рудиченко А.Н. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством о государственной поддержке многодетных семей, с 01.10.2019, т.е. с первого числа месяца, следующего за месяцем фактического приостановления статуса многодетной семьи в связи с истечением срока его установления. Обязать КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» восстановить семье Рудиченко В.Н. и Рудиченко А.Н. статус многодетной семьи с 01.10.2019, а также произвести перерасчет и выплату пособия многодетной семье с 01.10.2019.
В судебном заседании старший помощник прокурора Заводского района г.Орла Харламов А.Н. исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика установить семье Рудиченко В.Н. и Рудиченко А.Н. статус многодетной семьи с 01.10.2019 года; обязать ответчика произвести перерасчет и выплату ежемесячного пособия семье Рудиченко В.Н. и Рудиченко А.Н. с 01.10.2019 года на каждого ребенка с учетом его индексации; признать за Рудиченко В.Н. и Рудиченко А.Н. с 01.10.2019 право на получение иных мер социальной поддержки в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством о государственной поддержке многодетных семей.
Представитель казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» Осипенко Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Рудиченко В.Н., Рудиченко А.Н., представитель Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, имеющим детей проживающих постоянно с матерью в одном населенном пункте, не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства, так как федеральное законодательство, устанавливающее обязанность субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, не предусматривает такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства. Не содержится такого критерия и в Законе Орловской области от 02.10.2003 № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки».
Согласно п. 2.2 Порядка установления (продления) статуса многодетной семьи и выдачи (замены) удостоверения многодетной семьи Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 17.12.2013 №343 в составе семьи для установления статуса многодетной семьи учитываются дети:
- постоянно проживающие с обоими или одним из родителей (усыновителей), с единственным родителем (усыновителем) по месту жительства на территории Орловской области;
- временно проживающие отдельно от родителей (усыновителей), единственного родителя (усыновителя), но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, в связи:
а) с обучением по очной и очно-заочной формам обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
б) прохождением военной службы по призыву.
Пункт 2.3 Порядка устанавливает, что в составе семьи для установления статуса многодетной семьи не учитываются дети:
1) переданные на воспитание в детские дома, интернаты либо временно помещенные в учреждения социального обслуживания населения на полное государственное обеспечение;
2) в отношении которых родители лишены родительских прав (ограничены в родительских правах) или в отношении которых отменено усыновление;
3) отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;
4) объявленные в установленном порядке полностью дееспособными (эмансипированными);
5) являющиеся дееспособными в полном объеме в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (со дня вступления в брак);
6) достигшие восемнадцатилетнего возраста и вступившие в брак.
Согласно п. 5.1 Порядка статус многодетной семьи устанавливается сроком на 1 год и продляется ежегодно на указанный срок, если семья соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2.1 Порядка, и родителем (усыновителем) многодетной семьи представлены документы, предусмотренные пунктом 3.2 Порядка.
Согласно п. 5.5 Порядка статус многодетной семьи продлевается с 1 числа месяца, в котором он был приостановлен, если родителями (усыновителями) представлены документы, предусмотренные пунктом 3.2 Порядка, не позднее 3 месяцев со дня направления уведомления о приостановлении статуса многодетной семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Орловской области № 350-03 на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на детей, обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до достижения возраста 18 лет, устанавливается ежемесячное пособие многодетной семье в размере трехсот пятидесяти рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Орловской области № 350-03 размер ежемесячного пособия многодетной семье подлежит индексации один раз в год с 1 января текущего года на коэффициент индексации, установленный на соответствующий финансовый год законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно п.п. «к» п. 11 Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2010 № 464 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия многодетной семье» одним из оснований прекращения выплаты ежемесячного пособия является утрата статуса многодетной семьи.
При этом в соответствии с п.п. «г» п. 12 Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2010 № 464 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия многодетной семье» выплата ежемесячного пособия возобновляется в случае продления статуса многодетной семьи.
В судебном заседании установлено, что 12.12.2017 Рудиченко А.Н., в состав семьи которой, включая последнюю, входит 6 человек: супруг ФИО1, четверо несовершеннолетних детей: ФИО6 2003 г.р., ФИО5 2006 г.р., ФИО3 2010 г.р., ФИО4 2012 г.р., обратилась в Отдел социальной защиты заявлением об установлении статуса многодетной семьи, приложив все необходимые документы. 28.12.2017 КУ ОО «Управление социальной защиты населения г. Орла» издан приказ №179, которым семье Рудиченко А.Н., проживающей на территории г. Орла, установлен статус многодетной семьи, на протяжении года семья являлась получателем предусмотренных законом мер социальной поддержки.
23.10.2018 года Рудиченко А.Н. в установленном законом порядке обратилась в Отдел социальной защиты с заявлением о продлении статуса многодетной семьи, приложив все необходимые документы.
29.10.2018 КУ ОО «Управление социальной защиты населения г. Орла» издан приказ №***, которым семье Рудиченко А.Н., проживающей на территории г. Орла, статус многодетной семьи продлен до 30.09.2019.
02.12.2019 Рудиченко В.Н. в установленном законом порядке с приложением всех необходимых документов вновь обратился в Отдел социальной защиты с заявлением о продлении статуса многодетной семьи.
По результатам рассмотрения заявления Рудиченко В.Н. в продлении статуса многодетной семьи было отказано и 30.12.2019 издан приказ №*** о его прекращении.
В результате принятия указанного решения также были прекращены выплаты многодетной семье, назначенные с 01.10.2017 по 31.08.2019 на четверых детей, в последующем с 01.09.2019 по 30.09.2019 выплачиваемые на троих детей в связи с достижением ФИО6 шестнадцатилетнего возраста.
При рассмотрении дела также установлено, и не оспаривалось сторонами, что семья Рудиченко В.Н. и Рудиченко А.Н. с 2015 года фактически проживает по адресу: <...>, где с 2017 года имеет временную регистрацию.
Данное обстоятельство подтверждается рапортом-характеристикой старшего участкового уполномоченного ОП № 2 УМВД России по г. Орлу Юдакова Ю.Н., актом обследования жилищно-бытовых условий инспектора ОПДН ОП № 2 УМВД России по г. Орлу Гудниной М.Ю., характеризующими материалами на несовершеннолетних детей из образовательных учреждений, информацией из УВМ УМВД России по Орловской области, свидетельствами о регистрации по месту пребывания.
в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений ст.ст. 2, 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 следует, что регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 №619-О-П на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Таким образом, наличие места постоянного жительства и факт постоянного проживания могут устанавливаться на основе различных юридических фактов и строго не соотносятся с наличием регистрации у гражданина, поскольку она является не единственным законным подтверждением его постоянного проживания на территории субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, оформление и выдача удостоверений многодетной семьи лицам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории субъекта Российской Федерации, не может находиться в императивной зависимости от наличия регистрации по месту жительства, которая является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, а также законодательством о государственной поддержке многодетных семей не определяется как одно из условий, при наличии которого семье может быть установлен соответствующий статус.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, а семья Рудиченко, как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживает одной семьей в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Заводского района г.Орла.
Кроме того, учитывая, что при отказе в присвоении статуса «многодетная семья» должностными лицами филиала по Орловскому району КУ ОО «ОЦСЗН» не были приняты во внимание нормы федерального законодательства, а также то обстоятельство, что в судебном заседании установлен факт совместного проживания несовершеннолетних с родителями, суд полагает исковые требования прокурора Заводского района г.Орла о признании за Рудиченко права на присвоение статуса «многодетная семья Орловской области» и получении мер социальной поддержки подлежащими удовлетворению.
Поскольку Рудиченко В.Н. обратился с заявлением о присвоении статуса «многодетная семья Орловской области» 02.12.2019 г., а срок рассмотрения заявления составляет 10 дней, суд полагает обоснованным признать за семьей Рудиченко право на присвоение статуса «многодетная семья Орловской области» и получении мер социальной поддержки с 13.12.2019.
При этом, требования о признании за Рудиченко В.Н. и Рудиченко А.Н. с 01.10.2019 права на получение иных мер социальной поддержки в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством о государственной поддержке многодетных семей не подлежат удовлетворению, поскольку не конкретизированы, заявлены в отсутствии нарушенного права, доказательств иного суду не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░4, ░░░5, ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░4, ░░░5 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 05 ░░░ 1992 ░░░░ №431 «░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 13.12.2019 ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – 30 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░