Дело № 2-325/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2014 года
Гагаринский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Нахаева И.Н.
при секретаре Бринковян В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Васильевой А.В. к ГУ-УПФР в Гагаринском районе Смоленской области о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
установил:
Васильева А.В. обратилась в суд с требованием к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гагаринском районе Смоленской области о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой накопительной части пенсии умершего ДД.ММ.ГГГГ сына ФИО1, ссылаясь на то, что в январе 2014 года узнала о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, в выплате которых ответчиком было отказано по причине пропуска шестимесячного срока.
В судебном заседании Васильева А.В. свои требования поддержала, указав, что тяжелое психическое состояние после смерти сына не позволило ей своевременно оформить наследственные права.
Представитель ГУ УПФР в Гагаринском районе Смоленской области - ФИО2 по заявленным требованиям возражений не заявила.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 3, 38 Федерального закона РФ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ - средства, учтенные в специальной части лицевого счета застрахованного лица - это суммы поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и доход от их инвестирования.
Согласно п.12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 настоящего Федерального закона.
В силу ч.3 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона от 24.07.2002 г. №111-ФЗ выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.
В судебном заседании установлено,и это подтверждено свидетельством о смерти, что ДД.ММ.ГГГГ умер сын истца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.5, 6).
Последний, в силу ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являлся застрахованным лицом, что подтверждается страховым свидетельством № (л.д.10).
Пунктом 8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года № 741 (далее Правил), установлено, что территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Под правопреемниками в данных Правилах понимаются правопреемники по заявлению (лица, указанные в заявлении о распределении средств пенсионных накоплений) и правопреемники по закону (родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям) (правопреемники по закону первой очереди); во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам (правопреемники по закону второй очереди) (п. 2 Правил).
Из категории лиц первой очереди на день смерти у ФИО1 осталась мать - Васильева А.В., которая проживала с умершим одной семьей (л.д. 7).
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что право на выплату средств пенсионных накоплений умершего у истицы наступило с ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении заявленного спора с учетом положений пункта 7 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и пункта 8 Правил суд приходит к выводу о наличии у органа ЗАГС обязанности передать информацию о смерти застрахованного лица в пенсионный орган, который при получении соответствующей информации обязан принять меры по извещению правопреемников о возможности получения ими средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Ответчиком в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие извещение правопреемника о наличии пенсионных накоплений и возможности их получения. При этом, при установлении уважительности причины пропуска подачи заявления о получении пенсионных накоплений информированность пенсионного органа о смерти застрахованного лица не имеет правового значения, поскольку уважительной причиной пропуска подачи заявления является сам факт неизвещения правопреемника о возможности получения средств пенсионных накоплений вне зависимости от наличия или отсутствия вины пенсионного органа.
Поскольку Васильева А.В. не была извещена пенсионным органом о возможности получения средств пенсионных накоплений и у неё отсутствовали сведения о пенсионных накоплениях, истец не располагала информацией о возможности реализации своих прав на их получение в пенсионных органах, а также учитывая её тяжелое психическое состояние в связи с преждевременной смертью сына, суд признает уважительным пропуск ею срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений и восстанавливает его.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Восстановить Васильевой А.В. срок обращения в Пенсионный фонд Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области.
Председательствующий: И.Н. Нахаев